Значительное число медиаресурсов, к которым, безусловно, относятся и интернет-сайты, подлежат обязательной государственной регистрации в качестве СМИ, а их деятельность должна соответствовать требованиям законодательства о СМИ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем заключается процедура регистрации сайта в качестве СМИ и является ли она обязательной, в какую сумму обойдется регистрация, дает ли она какие-либо преимущества или накладывает новые обязанности на владельца сайта.
Предположим, вы являетесь владельцем интернет-сайта. Следует ли его регистрировать в качестве средства массовой информации? Такой вопрос вполне закономерен, поскольку значительное число медиаресурсов, к которым, безусловно, относятся и интернет-сайты, подлежат обязательной государственной регистрации в качестве СМИ, а их деятельность должна соответствовать требованиям законодательства о СМИ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем заключается процедура регистрации сайта в качестве СМИ и является ли она обязательной, в какую сумму обойдется регистрация, дает ли она какие-либо преимущества или накладывает новые обязанности на владельца сайта.
Сайт = СМИ?
Прежде чем перейти к процедуре регистрации сайта в качестве СМИ, необходимо ответить на вопрос, является ли сайт средством массовой информации. К сожалению, на сегодняшний день четкого ответа на этот вопрос нет. Это обусловлено тем, что действующее законодательство не содержит ни определения интернет-сайтов, ни критериев их отнесения к средствам массовой информации.
Правовой статус СМИ устанавливает Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). Основные понятия приведены в статье 2 указанного Закона. Так, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Можно отметить, что к информации, размещенной на интернет-сайтах, приведенное определение «массовой информации» вполне подходит, поскольку содержание большинства сайтов предназначено как раз для неограниченного числа пользователей. В то же время средство массовой информации – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
С одной стороны, периодическое распространение массовой информации является целью деятельности огромного числа интернет-ресурсов. Однако, с другой стороны не ясно, каким образом будет измеряться эта периодичность в отношении сайтов. К тому же идут в разрез с сайтом такие понятия, приведенные в статье 2 Закона о СМИ, как «продукция средства массовой информации» и «распространение средства массовой информации».
В частности, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
При этом часть 2 статьи 24 Закона о СМИ «Иные средства массовой информации» предусматривает, что правила, установленные Законом о СМИ для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видео текста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное. На первый взгляд может показаться, что данная статья распространяет правовой режим радио- и телепрограмм на периодическое распространение массовой информации и через сеть Интернет. Однако и в данном случае используется понятие «распространение продукции средства массовой информации», которое не может быть применимо к интернет-ресурсам.
Таким образом, интернет-сайт по определению не относится к «иным средствам массовой информации», и любые требования к владельцам сайта об обязательной его регистрации являются беспочвенными. Как отмечается в письме Росохранкультуры от 26.02.2007 г. №07-07, «интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы». Иными словами, регистрация сайта как СМИ может быть произведена только при желании владельца сайта.
В связи с этим к владельцам сайтов не может быть применена статья 13.21 КоАП РФ, предусматривающая наложение административного штрафа за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.
Если же владелец интернет-ресурса хочет распространить на него правовой режим средства массовой информации, ему необходимо предпринять ряд формальных шагов для регистрации сайта в качестве СМИ.
Вопрос об отнесении интернет-сайтов к электронным СМИ является предметом обсуждения, в том числе и законодателей. Так, существуют предложения, суть которых сводится к тому, что регистрации должны подлежать сайты, посещаемость которых превышает 1000 уникальных посетителей в день. Указанная цифра взята по аналогии с печатными СМИ, поскольку в соответствии со статьей 12 Закона о СМИ государственная регистрация является обязательной для изданий, чей тираж превышает 1000 экземпляров. Существуют и иные проекты, например, по выделению интернет-сайтов в отдельную категорию СМИ – «сетевое СМИ» – и более четкому определению их правового режима.