Top.Mail.Ru

Против кого дружите, или почему происходят конфликты в компании

В каждом коллективе бывают конфликты. Они способны испортить рабочую атмосферу, поссорить сотрудников, привести к срывам проектов и другим неблагоприятным последствиям. В статье автор рассказывает о том, какие конфликты бывают, как определить их истинные причины, рассматривает мотивы и потребности сотрудников в конфликтных ситуациях, а главное – не только дает рекомендации по предотвращению рабочих конфликтов, но и советы о том, как извлечь из них пользу.
Каждый из нас владеет общей информацией о конфликтах. Поэтому в данной статье мы постараемся посмотреть на конфликты, возникающие на предприятии, с практической стороны, а не с точки зрения теории конфликта в организации. Автор не обещает вам, что по прочтении этой статьи сегодня завтра в фирме наступит абсолютный мир, покой и благостная рабочая обстановка. Но то, что вы сможете замечать нужные вам детали и мелочи, пожалуй, пообещать можно. И, возможно, конфликт перестанет быть для многих проблемой, превратившись во вполне разрешимую рабочую ситуацию.

Почему мы конфликтуем друг с другом, что-то делим, на что-то претендуем, хотя каждый из нас за жизнь прочитал минимум пару умных книжек о том, как перестать конфликтовать или почему люди конфликтуют, послушал умных психологов о том, как надо досчитать до 10, прежде чем начать эмоционально высказываться, или представить себе картинку прекрасного оазиса в момент, когда перед тобой находится физиономия разъяренного коллеги? Эх! Почему-то устный счет не помогает, когда задели за живое. Прошли какие-то доли секунды – и получите, распишитесь: очередной конфликт уже постучался в дверь кабинета. Вот уж и вправду: во многом знании – многая печаль.

Как понять суть конфликта

Как правило, конфликт появляется там, где стороны хотят поделить некий объект, который в силу определенных причин является неделимым или его деление требует определенных условий, либо разделить его поровну не представляется возможным.

Пожалуй, это обязательное условие, без которого конфликт никогда не возникнет. Объект может иметь совершенно осязаемое материальное воплощение или находиться вне материальной оболочки. Таким образом, объектом может быть все что угодно – начиная от рабочего стола у окна, который никак не удается распилить нескольким претендентам, ибо тогда он перестанет быть рабочим местом, пригодным к использованию, да и половина стола никому не нужна; или зарплаты, которая почему-то больше у Петрова, хотя все остальные работают не меньше или не хуже, и заканчивая борьбой за власть и влияние.

Казалось бы, с объектом все понятно. И можно было бы подумать, что если мы определились, что делят участники конфликта, то его легко разрешить, не тратя на это рабочее время и душевные силы.

Но если посмотреть на ситуацию с «дележом» рабочего места, то все не совсем так, как нам может представляться. Например, все могло происходить по следующему сценарию (пример реальный, действующие лица по соображениям этики не обозначаются).

Господин А хотел сидеть за столом у окна, потому что ему мало света и так ему будет удобнее и комфортнее, а главное, он сохранит свое ухудшающееся зрение. К тому же в этом случае над ним не висит кондиционер, от которого он постоянно простужается.

Господин Б стремился занять его, поскольку это было самое престижное рабочее место в кабинете: большой стол, за которым раньше сидел начальник отдела, недавно переехавший в отдельный кабинет. Конечно же, в процессе конфликтного взаимодействия участникам он предъявлял совершенно иные потребности, например, «не хочу сидеть спиной к дверям».

Господину С в принципе было все равно, где находится его рабочее место, но в процессе перепалки господин А вскользь заметил, что С, мол, все равно где работать, и у него и так все хорошо, что вызвало у господина С неподдельную обиду, после чего он решил ни за что не уступать это место всем остальным.

Итак, теперь становится понятно, что борьба за данный объект ведется всеми тремя участниками для реализации различных потребностей.

Господин А реализовывает свою потребность в безопасности, поскольку обеспокоен состоянием своего здоровья.

Господин Б борется за реализацию своей неудовлетворенной потребности в получении большего престижа и статуса, что вылилось в стремление самоутвердиться, придать себе дополнительную значимость и вес, заняв физически место переехавшего начальника отдела.

Господин С отстаивает свое желание быть равноправным участником всех процессов и реализовывает потребность в уважении его интересов. Понятно, что само по себе рабочее место лишь повод проявить свои потребности, заявить о них вслух.

В этом смысле конфликт является определенным помощником, подсказывающим, какие потребности и мотивы наших сотрудников являются нереализованными и актуальными в данный момент времени.

Таким образом, для того чтобы правильно понимать суть конфликта, необходимо:

  1. Определить участников конфликта (кто?).
  2. Определить объект конфликта (что?).
  3. Определить истинные, иногда скрытые потребности и мотивы сторон-участниц (зачем, для чего?).
  4. Решать конфликт, основываясь на потребностях сторон-участниц (как?).

Попробуем определить наиболее часто встречающиеся мотивы и потребности сотрудников, которые могут реализовываться в конфликтной ситуации (см. Таблицу).

Что еще, кроме мотивов и потребностей, влияет на возникновение конфликтной ситуации? Ведь, казалось бы, куда проще собраться и обсудить ситуацию, принять решения, устраивающие все стороны.

Но кроме рационального понимания ситуации, существуют еще и эмоции, и личностные...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если сотрудник заболел…

Сотрудник принес после болезни коммерсанту больничный листок. На его основании нужно рассчитать сумму пособия за все дни болезни. Что делать, если в расчетном периоде сотрудник менял работу? Как возместить пособие за счет средств фонда и не ошибиться при заполнении раздела больничного листа? Каков порядок уплаты налогов?

Частые вопросы об оплате неиспользованных отпусков

Практика показывает, что спорных ситуаций, с которыми сталкивается предприниматель, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск очень много. Рассмотрим наиболее интересные из них и расскажем, когда платить компенсацию надо, а когда делать этого не нужно.

Как вывести вруна на чистую воду?

Страдать от чужого вранья очень неприятно. Но всем нам регулярно приходится примерять на себя роль обманутого, ведь, по данным научных исследований, врут все. Разница лишь в том, что некоторые делают это постоянно, а другие – время от времени. Поэтому отличать ложь от правды – одно из главных умений, которым должен овладеть каждый. Поговорим о том, с помощью каких признаков можно распознать вруна.

Работник отгулял отпуск «авансом», а затем уволился

Разберемся, что делать коммерсанту, если работник увольняется, так и не отработав использованные им дни отдыха. В частности, можно ли удержать эту сумму из окончательного расчета? Как быть, если 20% суммы расчета не хватило, чтобы погасить весь долг? Как рассчитывается излишек отпускных? Какие налоги нужно корректировать, а какие нет?

Работник отгулял отпуск «авансом», а затем уволился

Разберемся, что делать коммерсанту, если работник увольняется, так и не отработав использованные им дни отдыха. В частности, можно ли удержать эту сумму из окончательного расчета? Как быть, если 20% суммы расчета не хватило, чтобы погасить весь долг? Как рассчитывается излишек отпускных? Какие налоги нужно корректировать, а какие нет?

Составляем письмо-отказ соискателю

Поговорим о том, как научиться грамотно отказывать кандидату, не подошедшему на определенную должность. Дадим рекомендации по составлению письма-отказа на стадии получения резюме, а также после собеседования, причем не одного, а нескольких.

Отстранение от работы

Суть отстранения от работы заключается в том, что работодатель, в силу определенных причин, не допускает работника к исполнению его трудовых обязанностей или препятствует продолжению их исполнения, если работник уже приступил к ним. Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд оснований, обязывающих работодателя отстранить сотрудника от работы независимо от производственной необходимости, личных взаимоотношений или смягчающих обстоятельств. В то же время нередки случаи, когда работодатели злоупотребляют своим правом отстранения сотрудника от работы, используя его как меру для «подталкивания» работника к увольнению или изменению условий трудового договора. В данной статье мы начнем разговор о тонкостях проведения и оформления столь конфликтной кадровой процедуры, подробно остановившись на каждом из оснований для отстранения от работы, предусмотренных действующим законодательством.

Как взыскать перерасход ГСМ с водителя

Если деятельность индивидуального предпринимателя связана с автотранспортными услугами или для выполнения основной деятельности используются служебные автомобили, то не редки случаи, когда бизнесмен сталкивается со злоупотреблениями со стороны водителей. Некоторые из них используют служебный транспорт в личных целях, а кто-то – даже для того, чтобы подработать. При этом предприниматель несет значительные расходы на ГСМ. В случае выявления злоупотреблений предпринимателю стоит взыскать издержки с виновного лица. Однако если делать это через суд, то необходимо очень четко установить вину и правильно оформить необходимые документы. О том, как это сделать, читайте в статье.