Top.Mail.Ru

Кому нужна налоговая амнистия

С марта 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Данный закон позволяет гражданам, не уплатившим вовремя налог с доходов, сделать это анонимно и в упрощенном порядке. Однако у закона есть один очевидный минус – государство не дает гарантий «забывчивым» гражданам, что они останутся безнаказанными.

С 1 марта 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Этот закон предоставляет гражданам возможность в упрощенном порядке задекларировать ранее полученные доходы и уплатить с них ранее не уплаченные налоги. У граждан данный закон ассоциируется с понятием «налоговая амнистия». А вот кому выгодно воспользоваться представившейся возможностью и что получит взамен гражданин, ­пожелавший «заплатить налоги и жить спокойно», мы и попробуем разобраться.

Как все начиналось

Ни для кого не секрет, что в 90-х годах прошлого века значительная часть рыночной экономики России находилась в так называемом «теневом секторе». Причинами тому являлись, например,

  • несовершенство налоговой системы, которая находилась в стадии формирования и была фактически грабительской;
  • традиционное в России недоверие к власти;
  • отсутствие привычки платить налоги.

    Немалая часть денег, заработанных в «теневом» секторе, так и оставалась в тени. С полученных таким образом доходов не уплачивались налоги, эти деньги незаконно вывозились за рубеж и оседали в иностранных банках и оффшорных зонах.

    Однако это не только российская проблема. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки вернуть средства в легальный сектор экономики с помощью уплаты налогов с сокрытых доходов (проведение финансовых амнистий). Финансовые амнистии в разное время и с переменным успехом проводились в Аргентине, Италии, Бельгии, Ирландии, ФРГ, Индии, Казахстане, Грузии и других странах. Целями финансовой амнистии являются пополнение бюджета и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в экономику. Такая амнистия предполагает освобождение от ­ответственности уклонившихся от уплаты налогов.

    В мире выработаны два вида финансовых амнистий: налоговая амнистия и амнистия капиталов. Целью налоговых амнистий, как правило, является пополнение бюджета. При этом налогоплательщики освобождаются от пеней и штрафов и иногда даже от уплаты части налоговых платежей. Целью амнистии капиталов является не сиюминутное пополнение бюджета, а вовлечение средств в легальный оборот с попутным расширением налогооблагаемой базы, при этом амнистия сопровождается полным или частичным освобождением от уплаты налогов и, естественно, от ­ответственности за неуплату налогов.

    В России также неоднократно предпринимались попытки вернуть средства в легальный сектор экономики и пополнить государственный бюджет за их счет. Так, в 1993 году Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1773 было заявлено о проведении налоговой амнистии. Уклонившимся от налогообложения лицам предлагалось объявить о неуплаченных суммах налогов, заплатить их в бюджет. Это освобождало их от ответственности, установленной налоговым законодательством. Одновременно было установлено, что при неуплате сокрытых налогов до 30 ноября 1993 г. финансовые санкции за неуплату этих средств будут взыскиваться в тройном размере. Однако поступлений в бюджет эта амнистия не принесла.

    В 1995 г. Миннауки России направило в Минэкономики России законопроект, в котором предполагалось освобождение на определенный период от декларирования средств, направляемых на разработку и реализацию инновационных технологий. Из Минэкономики данный законопроект так и не вышел.

    В 1997 г. с подачи Президента был разработан законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году». Однако ­законопроект так и не был принят.

    В 2005 году идея финансовой амнистии прозвучала в послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки». В результате Федеральным Собранием был принят, а Президентом подписан Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (далее – Закон). Закон вступил в силу с 1 марта 2007 года.

Что нас ждет сегодня?

Уже из названия Закона видно, что он имеет отношение исключительно к физическим лицам, то есть, как следует из статьи 11 НК РФ, к гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданст­ва (далее все эти категории будут именоваться «граждане»). Но Закон все же касается не всех граждан. Как установлено Законом, его действие не распространяется на лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного статьей 198 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица), и судимость с которых не снята и не погашена.

Так вот, гражданам, не судимым по статье 198 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), предоставлено право в период с 1 марта 2007 года и до 1 января 2008 года самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж по ставке 13 процентов (вне зависимости от видов доходов и применявшихся к ним ранее налоговых ставок), исходя из суммы доходов, полученных до 1 января 2006 года, с которых не был уплачен налог и страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Порядок уплаты

Сам порядок уплаты декларационного платежа действительно прост. Никаких деклараций или других документов в налоговые органы подавать не следует. Гражданину, желающему воспользоваться предоставленной законом возможностью, нужно только прийти в банк, составить платежный документ, указав в нем в качестве наименования платежа: «Декларационный платеж», а банк обязан сообщить ему необходимые реквизиты. При этом не требуется указывать сумму полученного дохода, ставку декларационного платежа, период, за который производится уплата платежа, и основания получения дохода.

Пример

Гражданин А. в 2004 году получил доход от сдачи квартиры в аренду в размере 100 000 рублей. Налог он не уплатил, декларацию тоже подавать не стал. Если этот гражданин захочет уплатить декларационный платеж, он должен прийти в банк, имеющий разрешение ЦБ РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, заполнить там расчетный документ на бланке банка в соответствии с реквизитами, размещенными банком для всеобщего обозрения. При этом в самом расчетном документе он указывает лишь уплачиваемую сумму (у нас это 13 000 рублей, исходя из суммы дохода 100 000 рублей и ставки платежа 13%) и в наименовании платежа пишет: «Декларационный платеж».

Некоторые вопросы уплаты декларационного платежа были разъяснены совместным письмом от 20 февраля 2007 г. Минфина РФ № 03-04-08-01/7, Федерального казначейства № 42-7.1-15/5.2-69, ЦБ РФ № 20-Т. Так, банк не должен брать комиссию за перевод средств и не должен направлять в Федеральное казначейство расчетный документ и заявление гражданина на перечисление декларационных платежей. Банки обязаны хранить ­указанные документы до 1 января 2012 года.

Для перечисления декларационного платежа на счета казначейства банки должны сами сформировать расчетный документ на сумму указанного платежа на счет соответствующего управления Федерального казначейства по субъекту РФ, где он в качестве неналогового платежа подлежит ­распределению в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Плюсы амнистии

Зачем гражданину принимать участие в налоговой амнистии? Есть следующие плюсы:

  1. Хотя декларационный платеж не предусмотрен налоговым законодательством и является исключительно добровольным, но при его оплате гражданин считается исполнившим свои обязанности по уплате НДФЛ (или ранее – подоходного налога), а индивидуальный предприниматель также и в отношении ЕСН и / или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж. 
    Таким образом, гражданин, уплативший декларационный платеж исходя из ставки 13 процентов, может не платить сам налог. Это выгодно в тех ситуациях, когда существующая или существовавшая ставка налога выше 13 процентов. Так, ставка налога в отношении всех доходов, полученных лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, к которым до недавнего времени относились граждане, находившиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, установлена в размере 30 процентов. А если гражданин получил доход еще в период действия Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (утратил силу с 1 января 2001 года), то для его доходов была предусмотрена прогрессивная ставка налога, которая достигала 30 процентов, а у граждан, не имеющих постоянного местожительства в РФ, налог удерживался по ставке 20 процентов (ст.ст. 6 и 17 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1). Если сюда прибавить еще и ЕСН (взносы во внебюджетные социальные фонды), ставка по которому может достигать 20 процентов, то выгода от уплаты декларационного платежа вместо соответствующих (существовавших) налогов очевидна.
  2. Также к плюсам Закона следует отнести то, что лицо, уплатившее декларационный платеж, считается исполнившим обязанность по подаче налоговой декларации и документов к ней по соответствующим налогам. Установленный Законом порядок избавляет налогоплательщика, который в принципе хотел бы задекларировать свои доходы, от необходимости представления документов, подтверждающих получение дохода в определенной сумме, что исключает возможность налоговых органов провести камеральную проверку.
    То есть установленный законом упрощенный порядок, по сути, заключается в возможности заплатить НДФЛ (подоходный налог) и ЕСН (взносы во внебюджетные фонды) без подачи декларации по установленной налоговым законодательством форме.
  3. Помимо выгод Законом предусмотрены и определенные гарантии для граждан, решивших воспользоваться установленным им порядком. Так, в Законе определено, что сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы только по запросу самого физического лица, осуществившего декларационный платеж, либо по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного физическим лицом расчетного документа. В Законе также установлено, что указанные документы и сведения не могут передаваться другим лицам, а также являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях.

    Однако на этом плюсы заканчиваются.

Минусы амнистии

В попытке создать модель финансовой амнистии «два в одном» (налоговой амнистии и амнистии капиталов) разработчики Закона пропустили главное в любой финансовой амнистии: освобождение от ответственности за неуплату налога. В Законе отсутствуют решения вопросов ответственности за совершенные правонарушения, что не позволяет говорить о ­проведении какой-либо финансовой амнистии вообще.

В частности:

1. Поскольку Закон принят не на основании НК РФ, а, скорее, вопреки ему, то он не относится к законодательству о налогах и сборах и не изменяет установленных этим законодательством сроков сдачи отчетности и уплаты налогов, а также не освобождает от ответственности за правонарушения, влекущие налоговую и уголовную ответственность. Следовательно, гражданин, решивший воспользоваться выгодами Закона, должен быть готов к тому, что возможны попытки его привлечения к налоговой или уголовной ответственности по:

*   *   *

Таким образом, по нашему мнению, названный закон в существующем виде не защитит налогоплательщика от ответа за нарушение законодательства и преследует одну-единственную цель – пополнение бюджета без предоставления каких-либо гарантий для налогоплательщиков, решивших воспользоваться положениями данного закона.

Ни в самом Законе, ни в иных существующих нормативных актах не содержится каких-либо рычагов, побуждающих граждан к совершению декларационного платежа. Проверять расходы граждан никто не предполагает, а ввести иную, более жесткую ответственность за прошедший период невозможно, поскольку в соответствии со статьей 5 НК РФ, а также исходя из статьи 10 УК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.

Исходя из изложенного, можно рекомендовать воспользоваться представившейся возможностью поделиться с государством только гражданам, впервые совершившим уклонение от налогообложения в крупном или особо крупном размере. При этом они должны быть готовы пойти в правоохранительные органы с повинной и не зарекаться «от сумы да от тюрьмы», как рекомендует нам народный фольклор.

Единственное, что можно порекомендовать, – не торопиться с уплатой декларационного платежа. Возможно (хочется верить), в Закон все-таки внесут изменения до окончания срока его действия, которые действительно обеспечат гражданам, желающим внести декларационный платеж, гарантии от уголовного преследования и налоговой ответственности за неуплату налогов и несвоевременную подачу налоговой декларации, а также от взыскания пени за просрочку уплаты налога.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.