Top.Mail.Ru

Особенные разрешения для предпринимателей

Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета – вот вроде бы основные процедуры, пройдя которые, можно осуществлять предпринимательскую деятельность. Да, это, может быть, и верно. Но не всегда. В ряде случаев предпринимателю не обойтись без дополнительных специальных разрешений. Речь идет о получении лицензий и сертификатов на продукцию. Дело в том, что если предприниматель осуществляет деятельность, требующую получения лицензии или сертификата, не имея таких разрешений, то ему грозит не только административная, но и уголовная ответственность. О том, как, когда и где получить лицензию и сертификат, вы узнаете из статьи.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на­ осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, требующих лицензии, строго определен статьей 17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никто больше. Передача данного разрешительного документа одним лицом другому не допускается.

Для получения лицензии предприниматель должен представить необходимый набор документов в соответствующий отрасли его деятельности государственный орган. Это может быть МВД России – для частных охранных предприятий, ФМС – для предпринимателей, занимающихся трудоустройством граждан РФ за рубежом, Росздравнадзор – для предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью, Ространснадзор – для предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, и т.д. (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45). Чтобы документы не потерялись, их нужно сдавать по описи, на­ которой лицензирующий орган ставит свою отметку о приеме документов.

В представляемый набор должны входить следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя с указанием лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный ­предприниматель намерен осуществлять;
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
    документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Закон № 128-ФЗ дает право помимо указанных бумаг требовать от предпринимателя копии таких документов, перечень которых определяется в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Их наличие будет свидетельствовать, что предприниматель сможет выполнить лицензионные требования и условия. Лицензирующий орган также может попросить предпринимателя представить документы, которые предусмотрены для осуществления определенного лицензируемого вида деятельности, наличие которых предусмотрено федеральными законами, регламентирующими данный вид деятельности.

В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом № 128-ФЗ и иными федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Причем он варьируется в зависимости от вида деятельности предпринимателя (ст. 333.33 НК РФ). Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании можно продлить по заявлению лицензиата.

Кстати, работой без лицензии считается:

  • осуществление деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;
  • ведение бизнеса после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
  • осуществление деятельности в период приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
  • работа после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;
  • ведение бизнеса по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;
  • необращение в лицензирующий орган за лицензией, хотя ­деятельность требует лицензирования.

Если предприниматель ведет деятельность, для которой необходимо специальное разрешение, но не получает его, то он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в соответст­вии со статьей 6.2 КоАп РФ предприниматель, занимающийся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, будет оштрафован на сумму до 2 000 руб.

А статья 14.1 КоАП РФ предусматривает общее наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в размере до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной ­продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, установленных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, грозит предпринимателю штрафом в размере до 4 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

К подобным нарушениям относятся:

  • несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и ­реализуемой продукции;
  • несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;
  • иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ).

Если такое произошло и предприниматель работал без лицензии, нанося ущерб гражданам или организациям, то он может быть наказан штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода (своего) за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Сертификация товаров, работ, услуг

Итак, лицензию вы получили. Но оказалось, что произведенные вами продукция или услуги должны быть сертифицированы. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Фрагмент документа

Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

Заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие ­выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить ­добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно для проверки на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона № 184-ФЗ). Его объектом может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Заявитель должен следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов, и выпускать ее в обращение только после подтверждения соответствия (п. 2 ст. 28 Закона № 184-ФЗ).

Как определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации? Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, косметические товары и т.п.

Закон разрешает обращаться в любой из аккредитованных органов по сертификации. Это важно, поскольку услуги по сертификации являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Значит, предприниматель может выбрать тот орган, где сертификацию проведут дешевле и быстрее.

Например, некоторые органы сертификации запрашивают для рассмотрения не менее 28 различных документов. В их число входят следующие:

  • заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТа Р;
  • приложение к заявке на сертификацию услуг;
  • анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли);
  • свидетельство о госрегистрации предпринимателя;
  • заключение ЦГСЭН;
  • журнал регистрации государственных проверок;
  • инструкция по охране труда;
  • график проведения инструктажа.

Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать внушительных сумм (нескольких десятков тысяч рублей), то становится ясно, что очередное благое начинание государст­венных органов превращается в тяжелое бремя для предпринимателей. Поскольку на этапе становления бизнеса (да и в ходе его функционирования) сумма расходов за сертификацию, как и сама процедура прохождения ­сертификации, не каждому предпринимателю по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответст­вовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение ­административного штрафа в размере до 1 000 руб. с конфискацией товаров.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям КоАП РФ. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, влечет наложение административного штрафа в размере до 2 000 руб.

Кроме получения лицензий и сертификатов существует еще одна необходимая процедура – проведение обязательных медосмотров среди работников.  Об этом читайте в следующем номере журнала.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.