Вы уже знаете, как призвать к ответственности контрагентов, которые поставили некачественный товар. А как быть, если товар некомплектный или нарушены условия об ассортименте товара? Незачем думать сразу о мерах «наказания» для контрагента. Проще всего предотвратить все неприятные ситуации еще на этапе составления договора.
Мы не только рассказали, какие положения нужно обязательно прописать в договоре поставки, но и привели пример такого соглашения.
При оптовых поставках товара часто приходится сталкиваться с поставкой некомплектных товаров или нарушением условий договора поставки об ассортименте товара.
Если вам поставили некомплектный товар
Для начала определим, какой товар является комплектным. Из пункта 1 статьи 479 ГК РФ следует, что комплект – это набор товаров, входящих в его состав. Следует отличать «комплектность» и «комплект» товаров. Комплектность, в отличие от комплекта, предполагает техническую, функциональную и конструктивную взаимосвязь товаров. Например, компьютер состоит из следующей комплектности: системный блок, монитор, клавиатура, «мышь». Комплект же образуют вещи, которые могут использоваться по отдельности, например, диван и кресла.
Согласно общему правилу поставщик обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект. Если, конечно, иное не предусмотрено договором поставки.
При нарушении условия договора поставки о комплектности товара покупатель вправе предъявить поставщику одно из следующих требований:
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- доукомплектования товара в разумный срок;
- замены некомплектного товара;
- возврата уплаченной за товар суммы.
Отметим, что последние два требования могут быть предъявлены поставщику, только если он в разумный срок не выполнил требование покупателя о доукомплектовании товара. Покупатель не вправе выдвигать указанные выше требования, если поставщик без промедления доукомплектует товары или заменит их комплектными.
Покупатель также может отказаться от оплаты некомплектного товара вплоть до его замены или доукомплектования. Кроме того, покупатель может требовать от поставщика компенсации расходов за хранение некомплектного товара, равно как и неассортиментного товара.
При невыполнении поставщиком требования покупателя о замене некомплектного товара или его доукомплектовании покупатель в соответствии со статьей 520 ГКРФ вправе приобрести поставленные товары у других лиц и требовать от поставщика компенсации расходов, связанных с их приобретением. Например, расходов по транспортировке товара, расходов по поиску нового поставщика, компенсации стоимости товара.
Если иное не предусмотрено в договоре поставки, то аналогичные требования покупатель может выдвигать поставщику и при нарушении последним условий договора о комплекте товара.
Покупатель вправе требовать у поставщика замены некомплектного товара, возвращенного розничным покупателем, если иное не предусмотрено договором поставки.
Если поставщик нарушил условие об ассортименте товара
Ассортимент товара – соотношение продукции по видам, размерам, цветам, моделям или иным признакам.
При нарушении поставщиком условий об ассортименте товара покупателю предоставляются следующие права:
- отказаться от принятия и оплаты неассортиментного товара;
- требовать возврата стоимости принятого неассортиментного товара;
- отказаться как от неассортиментного товара, так и от всей партии товара;
- требовать замены неассортиментного товара ассортиментным.
Поставщику следует помнить два следующих правила:
- если покупатель в разумный срок после принятия неассортиментного товара не сообщит поставщику об отказе от его принятия, то товар считается принятым покупателем;
- принятый покупателем неассортиментный товар оплачивается либо по цене, согласованной с поставщиком, либо по обычной цене, если цена не согласована сторонами.
Обратите внимание, что стороны вправе в договоре поставки предусмотреть иные положения относительно требований, которые покупатель вправе предъявить поставщику при поставке неассортиментного товара и сроков их предъявления.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 отмечается, что отказ покупателя от партии неассортиментного товара не является отказом от договора поставки и покупатель вправе требовать от поставщика уплаты неустойки за недопоставку всей партии товара. Также суд отметил, что если покупатель не отказался от товаров, не соответствующих условию об ассортименте, то при следующих поставках указанные товары должны быть зачтены в будущих периодах.
При восполнении поставки партии неассортиментного товара нужно помнить, что если иное не определено соглашением сторон, то товар должен быть допоставлен в ассортименте того периода, в котором имела место недопоставка.
Составляем договор поставки
Договор поставки является одним из наиболее сложных договоров, поэтому при его составлении мы предлагаем запомнить такое правило: «Не следует в договоре прописывать императивные (обязательные) нормы, которые содержатся в законодательстве, а необходимо закрепить те вопросы, которые в законодательстве урегулированы диспозитивными (альтернативными) нормами».
Чтобы вам было удобно разобраться во всех тонкостях договора оптовой поставки и, не тратя много времени на ознакомление с ГК РФ, определить последствия включения в договор поставки тех или иных условий, автор предлагает вам всегда иметь под рукой приведенную ниже таблицу.
Таблица 1. Диспозитивные нормы ГК РФ о поставке