Top.Mail.Ru
Рано или поздно к вам придет пожарный инспектор и поинтересуется, есть ли у вас огнетушитель, посмотрит на состояние эвакуационных выходов, проверит готовность ваших работников действовать в чрезвычайной ситуации и многое другое. По окончании проверки оформит акт, а если найдет нарушения, то еще и выдаст предписание. Вот тут вы и задумаетесь: «А вправе ли был тот инспектор меня проверять?» И что вообще он может спрашивать и смотреть? И как пожаловаться на контролера, если он причинил вред проверяемому? В статье вы найдете детальное изложение требований как к ревизору, так ­и к предпринимателю.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок осуществления государственного пожарного надзора в РФ, является постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее – Положение).

Положение определяет, что должностные лица органов государственного пожарного надзора, в целях обеспечения пожарной безопасности в РФ, контролируют соблюдение требований пожарной безопасности. Причем делают они это строго в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 8 Положения проверить у вас пожарную безопасность вправе только:

  • главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
  • заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору;
  • государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;
  • главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
  • государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.

Как правило, предпринимателям приходится иметь дело с сотрудниками низшего звена государственной противопожарной службы – главными государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору, их заместителями, а также с рядовыми государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору.

Это как раз тот случай, когда «незнание закона не освобождает от ответственности». Суд не принимает во внимание, что предприниматель «не знал» правила пожарной безопасности или ему «никто не подсказал», что нужно делать.

Фрагмент документа

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.)

Вопрос 14. Кто (арендодатель или арендатор) является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при условии, что вопрос о том, на ком лежит обязанность обеспечения правил пожарной безопасности, сторонами в договоре аренды не урегулирован?

(…) Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. (…)

Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Общий перечень документов, которые необходимо знать и соблюдать каждому предпринимателю, включает следующие основные нормативно-правовые акты :

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности);
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 (далее – Правила);
  • приказ МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)»;
  • приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)»;
  • приказ МЧС РФ от 16 марта 2007 г. № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности»;
  • строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7.

Предпринимателю достаточно изучить данные документы, чтобы не допустить грубых нарушений правил пожарной безопасности, которые повлекут административную или даже уголовную ответственность. Естественно, что существует еще целый ряд ГОСТов, СНиПов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере пожарной безопасности. Но они направлены уже на конкретные виды деятельности (работа с электроприборами, строительство, работа с детьми и т.д.).

Какими же документами руководствуются сами контролеры? Список документов следующий:

  • приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 г. № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» (далее – Административный регламент)1;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

В целях самозащиты от возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов противопожарной службы каждому предпринимателю следует ознакомиться с этими актами.

Порядок проведения мероприятий по надзору

Согласно пункту 19 Административного регламента мероприятия по пожарному контролю могут быть плановыми и внеплановыми. При этом в силу статьи 3 Закона № 134-ФЗ при проведении любой проверки действует презумпция добросовестности предпринимателя в исполнении указанных правил. Значит, государственный инспектор противопожарной службы может вменить в вину предпринимателю только те нарушения, которые были выявлены, зафиксированы и доказаны в установленном порядке.

Плановые проверки в отношении предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в два года. При этом плановое мероприятие будет проведено лишь спустя три года с момента регистрации гражданина в качестве предпринимателя.

Пожарные инспекторы вправе проводить внеплановые проверки при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • истечение срока исполнения законного предписания органов государственного пожарного надзора по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности или по снятию с производства продукции, которая не соответствует требованиям законодательства;
  • получение от организаций, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, фирм и индивидуальных предпринимателей;
  • обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) предпринимателя. Например, жалобщики могут указать, что данный предприниматель не выполняет требования пожарной безопасности. При этом пожарные...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.