Рано или поздно к вам придет пожарный инспектор и поинтересуется, есть ли у вас огнетушитель, посмотрит на состояние эвакуационных выходов, проверит готовность ваших работников действовать в чрезвычайной ситуации и многое другое. По окончании проверки оформит акт, а если найдет нарушения, то еще и выдаст предписание. Вот тут вы и задумаетесь: «А вправе ли был тот инспектор меня проверять?» И что вообще он может спрашивать и смотреть? И как пожаловаться на контролера, если он причинил вред проверяемому? В статье вы найдете детальное изложение требований как к ревизору, так и к предпринимателю.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок осуществления государственного пожарного надзора в РФ, является постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее – Положение).
Положение определяет, что должностные лица органов государственного пожарного надзора, в целях обеспечения пожарной безопасности в РФ, контролируют соблюдение требований пожарной безопасности. Причем делают они это строго в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 8 Положения проверить у вас пожарную безопасность вправе только:
- главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
- заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору;
- государственные инспекторы РФ по пожарному надзору;
- главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
- государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору;
- главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители;
- государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;
- главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители;
- государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору.
Как правило, предпринимателям приходится иметь дело с сотрудниками низшего звена государственной противопожарной службы – главными государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору, их заместителями, а также с рядовыми государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору.
Это как раз тот случай, когда «незнание закона не освобождает от ответственности». Суд не принимает во внимание, что предприниматель «не знал» правила пожарной безопасности или ему «никто не подсказал», что нужно делать.
Фрагмент документа
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.)
Вопрос 14. Кто (арендодатель или арендатор) является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при условии, что вопрос о том, на ком лежит обязанность обеспечения правил пожарной безопасности, сторонами в договоре аренды не урегулирован?
(…) Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. (…)
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Общий перечень документов, которые необходимо знать и соблюдать каждому предпринимателю, включает следующие основные нормативно-правовые акты :
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности);
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 (далее – Правила);
- приказ МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)»;
- приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)»;
- приказ МЧС РФ от 16 марта 2007 г. № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности»;
- строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. № 18-7.
Предпринимателю достаточно изучить данные документы, чтобы не допустить грубых нарушений правил пожарной безопасности, которые повлекут административную или даже уголовную ответственность. Естественно, что существует еще целый ряд ГОСТов, СНиПов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере пожарной безопасности. Но они направлены уже на конкретные виды деятельности (работа с электроприборами, строительство, работа с детьми и т.д.).
Какими же документами руководствуются сами контролеры? Список документов следующий:
- приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 г. № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» (далее – Административный регламент)1;
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).
В целях самозащиты от возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов противопожарной службы каждому предпринимателю следует ознакомиться с этими актами.
Порядок проведения мероприятий по надзору
Согласно пункту 19 Административного регламента мероприятия по пожарному контролю могут быть плановыми и внеплановыми. При этом в силу статьи 3 Закона № 134-ФЗ при проведении любой проверки действует презумпция добросовестности предпринимателя в исполнении указанных правил. Значит, государственный инспектор противопожарной службы может вменить в вину предпринимателю только те нарушения, которые были выявлены, зафиксированы и доказаны в установленном порядке.
Плановые проверки в отношении предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в два года. При этом плановое мероприятие будет проведено лишь спустя три года с момента регистрации гражданина в качестве предпринимателя.
Пожарные инспекторы вправе проводить внеплановые проверки при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- истечение срока исполнения законного предписания органов государственного пожарного надзора по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности или по снятию с производства продукции, которая не соответствует требованиям законодательства;
- получение от организаций, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, фирм и индивидуальных предпринимателей;
- обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) предпринимателя. Например, жалобщики могут указать, что данный предприниматель не выполняет требования пожарной безопасности. При этом пожарные...