Пытаясь выиграть в конкурентной борьбе, предприниматели используют различные средства индивидуализации. Однако гражданское законодательство накладывает на эту область права существенные ограничения, которые зачастую становятся причиной очень обидных промахов. В чем они заключаются?
При осуществлении деятельности предприниматель зачастую задается следующими вопросами:
- как выделить себя, свои услуги и продукцию среди рыночного многообразия;
- какое название выбрать для своего бизнеса, не нарушив при этом прав других лиц;
- из каких элементов может состоять название;
- как защитить название от посягательств конкурентов.
Отвечая на эти вопросы, следует учитывать, что вступившая в силу с 1 января 2008 года IV часть ГК РФ предоставляет индивидуальным предпринимателям право использовать в своей деятельности коммерческое обозначение. В этой статье мы поговорим о том, что такое коммерческое обозначение, из каких элементов оно может состоять, чем оно отличается от фирменного наименования, товарного знака и знака обслуживания и как защитить коммерческое обозначение от посягательств конкурентов.
Сегодня мы пользуемся значительным количеством терминов, касающихся индивидуализации участников рынка, их бизнеса и товаров, которые они производят или реализуют. Речь идет о бренде, фирменном наименовании, товарном знаке, логотипе, знаке обслуживания и так далее. Даже человеку, имеющему представление о гражданском законодательстве, не просто в этом разобраться. Однако IV часть ГК РФ четко выделяет лишь следующие средства индивидуализации:
- фирменные наименования;
- товарные знаки (знаки обслуживания);
- наименования мест происхождения товаров (ст. 1225 ГК РФ).
Наряду с этим новая часть ГК РФ впервые в качестве самостоятельного средства индивидуализации выделила и коммерческое обозначение.
Понятие и признаки коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение представляет собой не что иное, как объект интеллектуальной собственности. Однако до 1 января 2008 года никакими особыми нормами в составе различных «интеллектуальных» законов правовой режим коммерческого обозначения не регулировался. До указанной даты коммерческое обозначение было лишь упомянуто в главе 54 части второй ГК РФ, посвященной коммерческой концессии. Поскольку понятие «коммерческое обозначение» нигде не раскрывалось, были распространены различные точки зрения относительно этого правового института.
Проанализировав теоретические и практические трактовки понятия, можно сказать, что коммерческое обозначение – это символ, позволяющий отличать одно предприятие от другого. Для потребителя коммерческое обозначение – это внешнее проявление бизнеса, на которое он ориентируется, совершая покупки, обращаясь за оказанием услуг и так далее. Поэтому значимость коммерческого обозначения достаточно велика. Коммерческими обозначениями могут являться названия магазинов, торговых центров, ресторанов, автозаправок, кафе быстрого питания, мастерских обуви. Использовать коммерческое обозначение можно путем указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках.
Если возможность иметь фирменные наименования действующее законодательство предоставляет только юридическим лицам, коммерческие обозначения вправе использовать и предприниматели. Предпринимателям оно заменяет фирменное наименование, а для компаний является средством дополнительной индивидуализации.
ООО «Волжский текстиль» принадлежит сеть магазинов по продаже постельного белья «Казанова». В данном случае «Волжский текстиль» – это фирменное наименование, а «Казанова» – коммерческое обозначение.
Поскольку индивидуальный предприниматель не может иметь фирменное наименование, то, к примеру, для предпринимателя Петрова, владеющего сетью закусочных «Попили, поели», название «Попили, поели» является именно коммерческим обозначением.
Признаки коммерческого обозначения, условия возникновения исключительного права на него и срок действия этого права содержит параграф 4 главы 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части IV ГК РФ. Примечательно, что точного определения коммерческого обозначения ГК РФ также не дает, а лишь характеризует его через ряд признаков (особенностей), к которым относятся:
Наличие достаточных различительных признаков
Коммерческое обозначение должно обладать отличительными признаками, а именно: не вводить потребителей и партнеров в заблуждение и способствовать различению одного предприятия от другого. Различительная способность может быть присуща обозначению как изначально, так и приобретена на практике.
Локальный характер коммерческого обозначения
Использование коммерческого обозначения должно быть известным в пределах определенной территории. Это означает, что зона действия обозначения, как правило, ограничена местностью, в которой находится и осуществляет свою деятельность предприниматель (округ, район, муниципальное образование). При этом под известностью понимается информация о том, что о правообладателе (и его обозначении) знают участники коммерческого оборота. Известность коммерческого обозначения может быть приобретена путем его интенсивного использования в пределах определенной территории, благодаря рекламе, значительному числу потребителей и другими путями.
Подробных критериев различимости и известности в отношении коммерческих обозначений законодатель не приводит, что, безусловно, порождает проблемы, в частности, риск столкновения одинаковых коммерческих обозначений между собой и с иными средствами индивидуализации.
Название «Продукты», принадлежащее магазину, на первый взгляд, не обладает различительной способностью и не будет охраняться как коммерческое обозначение. Однако название «Наедайся, поправляйся» обладает выраженными различительными признаками.
Допустим, в маленьком поселке существует единственный продуктовый магазин, имеющий в своем ассортименте редкие дорогие продовольственные товары и называющийся «Продукты». В данной ситуации именно это название будет ассоциироваться у потребителей с особыми видами продуктов, обслуживанием и прочими атрибутами магазина. Следовательно, в этом случае название «Продукты» обладает различительной особенностью, и есть все основания для охраны его в качестве коммерческого обозначения. Однако при открытии другим предпринимателем второго магазина с точно таким же названием спор, связанный со столкновением одинаковых наименований, подлежит разрешению в судебном порядке, где и будет принято окончательное решение.
Следует отметить, что при рассмотрении подобного спора суд будет учитывать все обстоятельства дела. На мой взгляд, владельцу первого магазина будет непросто доказать, что название «Продукты» соответствует всем признакам коммерческого обозначения, поэтому шансы владельца первого магазина значительно ниже. Так что в интересах предпринимателей придумывать собственное оригинальное название.