Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал закон, освобождающий плательщиков ЕНВД от обязательного применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Насколько полезной окажется данная инициатива?
17 июля Президент подписал Федеральный закон , освобождающий плательщиков ЕНВД от обязательного применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Таким образом, поставлена точка в дебатах по поводу необходимости применения ККТ вмененщиками. Но будет ли польза от такого упрощения? Попробуем разобраться.Как следует из статьи 1 закона, плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Однако плательщик ЕНВД обязан применять ККТ, если в соответствии с федеральным законом она является обязательным условием для осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности. Кроме того, ККТ следует применять в ситуации, когда налогоплательщик по месту осуществления деятельности, подлежащей переводу на ЕНВД, осуществляет иные виды деятельности, по которым контрольно-кассовая техника должна применяться в общеустановленном порядке.
При этом налоговым органам вменяется в обязанность «осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».
Туманные перспективы
Итак, что же выигрывает предприниматель от принятия нового закона? Практически ничего, поскольку вместо ККТ ему придется купить компьютер, принтер и другие соответствующие расходные материалы, чтобы выдавать документ, в котором следует указывать гораздо больше сведений, чем на кассовом чеке. Отказ от выдачи таких документов повлечет административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. для граждан, 3-4 тыс. руб. – для должностных лиц, 30–40 тыс. руб. – для юридических лиц.
Кроме того, увеличивается время обслуживания клиентов. Ведь наверняка найдутся «вредные» покупатели, которые создадут очередь в несколько десятков человек, заставив продавца оформлять на бумаге факт приобретения товара или услуги. При этом некоторые предприниматели уже придумали своеобразный метод борьбы с конкурентами, который заключается в следующем: 5-6 человек в течение дня несколько раз заходят в магазин, набирают несколько наименований дешевого товара и при этом требуют выдачи документа, который положен по закону. В результате образуется длинная очередь и, как следствие, – недовольство покупателей, которые потом плавно перемещаются в соседние павильоны или магазины, где процедура расчета через ККТ осталась прежней. Чтобы сэкономить время и избежать проблем, предприниматель будет вынужден автоматизировать процедуру – приобретать компьютер с печатающим устройством.
Свобода не для всех
Единый налог на вмененный доход вводится на основе нормативных актов местных органов представительной власти. Они обладают полномочиями самостоятельно устанавливать величину корректирующего коэффициента К2, от которой существенно зависит ставка налога, а также исключать те или иные виды деятельности перечня, подпадающего под ЕНВД (в пределах перечня, установленного НК РФ). Анализ сведений, представленных УФНС России по субъектам РФ в разрезе налогоплательщиков ЕНВД, применяющих ККТ, показал, что за последние три года:
- количество организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, возросло с 631 тыс. до 1007 тыс. субъектов (на 40%);
- количество ККТ у организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, возросло с 1082 тыс. до 1765 тыс. единиц (на 70%), т.е. на одного пользователя ККТ приходится 1,7 единицы ККТ;
- количество нарушений со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, выявленных налоговыми органами по статье 14.5 КоАП РФ, увеличилось с 100,3 тыс. до 111,8 тыс. случаев (на 11%);
- сумма штрафных санкций, применяемых налоговыми органами по случаям нарушений правил использования ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕНВД, увеличилась с 363 до 539,5 млн рублей (на 40%).
Это дает нам основания предположить, что в условиях кризиса, когда недобор налогов по регионам составляет от 30 до 80%, местные власти будут вынуждены существенно сократить перечень видов деятельности, которые подпадают под «вмененку».
Конечно, Правительство преследовало благие цели, но в борьбе за отмену ККТ власти совсем забыли о более серьезных проблемах предпринимателей. Ведь на содержание ККТ уходит не более 30–50 рублей в день, в то время как аренда помещений обходится в разы дороже, не говоря уже о суммах, которые тратятся на преодоление различных административных барьеров.
И не нужно забывать, что изначально цель использования кассовой техники – учет реализации всей номенклатуры товара. Это необходимо как собственникам бизнеса в целях контроля, так и продавцам при передаче смены, для проведения инвентаризации товара и т.д.
И где же пресловутая выгода и экономия, о которой так заботится Правительство? Рискнем предположить, что эксперимент окажется неудачным и «по просьбе трудящихся» поправки будут отменены. Для этого понадобится минимум 2-3 года «вселенского бардака» в розничной торговле и сфере услуг.
Итак, по нашему мнению, которое, безусловно, многим не понравится, предпринимателям-вмененщикам в зависимости от номенклатуры товара следует продолжать использовать ККТ. В этом случае они избегают массы проблем с клиентами и налоговыми органами, УБЭП и прочими «борцами» за .