Top.Mail.Ru

Работа с должниками: советы кредитору

В работе с должниками нужен индивидуальный подход. Из статьи вы узнаете, как работать с должниками в зависимости от их целей и намерений относительно долга, а также о сроках давности и о возможности уголовного преследования должника.
Должников можно условно разделить на три основных категории: добросовестные, злостные неплательщики и мошенники (кидалы). От того, к какой категории относится должник, зависит тактика и стратегия взыскания долга. В статье рассматриваются правовые и околоправовые нюансы работы с должниками.

Добросовестные должники

Это компании и предприниматели, которые испытывают финансовые затруднения, но при благоприятном их разрешении намереваются полностью расплатиться со своими долгами. Например, наложен запрет на проведение операций по счетам или подвели контрагенты, не перечислившие деньги за товары, работы, услуги, или не поступили на счет кредитные/бюджетные средства, не поставлены товары, материалы или у банка, в котором открыт счет должника, отозвана лицензия и пр.

Добропорядочный и благонадежный контрагент заранее предупредит о возможной задержке с исполнением обязательства. Но кредитору все равно нужно принять меры, чтобы оградить свой бизнес от возможных рисков. Действуйте по принципу: хочешь мира – готовься к войне.

Во-первых, назначьте (для себя и должника) предельный срок, в течение которого будете ждать исполнения (платежа, поставки, оказания услуги, выполнения работы). Проявив понимание к проблемам контрагента, можно на этот срок установить более низкий по сравнению с законом или договором размер санкций. Намерены вы в дальнейшем настаивать на выплате санкций или нет – дело ваше, но данная мера заставит должника приложить максимум стараний к скорейшему исполнению своего обязательства и убережет от искушения даром попользоваться денежным или товарным кредитом, который вы любезно ему предоставили.

Обязательно обговорите с партнером размер и порядок компенсаций своих возможных потерь из-за просрочки. Компенсации не всегда могут выражаться в денежной форме. Иногда выгоднее вместо денег добиться скидок по будущим сделкам, заключить новые договоры и пр. Например, в одном случае кредитор отказался от взыскания санкций, а завод-должник обязался в течение двух лет за символическую плату сдавать ему жилые и нежилые помещения в своем доме отдыха для проведения конференций, семинаров и корпоративных мероприятий.

Во-вторых, пересмотрите вопрос об обеспечении обязательства должника.

Если обязательство не обеспечено, настаивайте на предоставлении залога, банковской гарантии, поручительства третьего лица и пр. Такая мера также дисциплинирует партнера и защищает интересы кредитора.

По обеспеченным обязательствам желательно провести правовую экспертизу соответствующего соглашения (договора о залоге, соглашения с поручителем и пр.), если она не проводилась ранее. Постоянное внимание нужно уделять предмету залога: его сохранности (если имущество не передавалось залогодержателю), следить за изменениями его рыночной стоимости и пр. При необходимости требуйте замены предмета залога или представления дополнительного обеспечения. Если обязательство обеспечено банковской гарантией, поручительством, придется отслеживать признаки, которые могут свидетельствовать об ухудшении платежеспособности поручителя, гаранта до тех пор, пока должник не исполнит обязательство.

Подобные мероприятия бываю весьма затратными (отвлекаются материальные и людские ресурсы), и кредитору нужно заранее позаботиться о компенсации этих потерь за счет должника. Еще одна причина, чтобы требовать от должника увеличения размера обеспечения. Кроме того, предоставленного обеспечения может не хватить для покрытия санкций за просрочку и убытков кредитора, что является поводом для пересмотра способа и размера обеспечения.

В-третьих, если обеспечение не представлено или его недостаточно, можно применить удержание, т.е. не отдавать вещи должника, которые находятся у вас. Впоследствии взыскание можно обратить на эти вещи в том же порядке, что и при залоге. После применения удержания многие должники либо принимают экстренные меры к оплате долга, либо предлагают кредитору другой вид обеспечения. Правда, применять удержание нужно с большой осторожностью, иначе вас могут обвинить в захвате чужого имущества, в самоуправстве и прочих провинностях.

В-четвертых, подготовьте необходимый пакет документов для обращения в суд и выясните, нужно ли в вашем случае соблюдать обязательный порядок досудебного урегулирования спора. Если да, то суд примет ваш иск к рассмотрению только после того, как получит документальные доказательства, что досудебная процедура была соблюдена.

Кредиторы, которые не хотят портить отношения с должником, его...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.