Top.Mail.Ru

Потеря и восстановление документов вследствие форс-мажора

От форс-мажорных обстоятельств не застрахована ни одна организация. А если в такой ситуации были утеряны первичные документы? Как их правильно восстанавливать? Да и нужно ли это вообще?
Ни одна организация не застрахована от возможной утраты первичных документов. Причины могут быть разными: пожар, затопление, кража. В результате любых форс-мажорных обстоятельств, результатом которых явилась потеря документов, перед организацией встает вопрос, как правильно их восстановить и нужно ли это делать вообще.

Действующее законодательство предусматривает обязательное документальное оформление всех операций бухгалтерского и налогового учета.

Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает подтверждать все операции, отраженные на счетах учета, первичными документами. Причем закон требует этого вне зависимости от того, разработаны такие документы законодательно или нет. Если документы разработаны и утверждены, мы обязаны применять в работе именно унифицированные формы документов; если таковых для той или иной операции нет, документы разрабатываются в произвольной форме самостоятельно и утверждаются учетной политикой.

Налоговый кодекс Российской Федерации также говорит о необходимости документального подтверждения данных налогового учета.

В соответствии с подп. 3, 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Это гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Кроме того, обязательство по подтверждению всех налогооблагаемых расходов документами, оформленными в порядке, предусмотренном действующим законодательством, содержится в ст. 252 НК РФ.

Вследствие этого отсутствие первичных документов – это прямой налоговый риск для организаций и предпринимателей. В первую очередь отсутствие документа ведет к нарушению методологии бухгалтерского, а со 2 сентября 2010 г. – еще и налогового учета с применением штрафов в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб.

Кроме того, неподтвержденные документами расходы могут быть исключены из состава налогооблагаемых, что повлечет доначисление налога на прибыль и применение санкций и по ст. 122 НК РФ в размере 20% от суммы недоимки. Прямой связи между отсутствием документов и налогом на добавленную стоимость нет, но косвенно отсутствие документов, не позволяющих в полной мере подтвердить правомерность оприходования на учет товаров, работ, услуг, может повлечь отказ в применении вычета по налогу.

Ну и, наконец, наличие недоимок по налогу на прибыль и НДС приведет к начислению пени по ст. 75 НК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа в бюджет.

Ошибочным будет мнение, что факт хищения или пожара снимает с налогоплательщика все перечисленные выше обязательства по документальному подтверждению данных налогового и бухгалтерского учета. Ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в одной из норм действующего налогового законодательства никаких оговорок для форс-мажорных ситуаций нет.

Доначислят ли налоги в отсутствие первичных документов?

Неверно думать, что отсутствие документа не позволит доначислить налоги. В данном случае отсутствие документов как базы для расчета налогов не спасет от доначислений. Дело в том, что ст. 31 НК РФ дает налоговым органам возможность применить так называемый расчетный способ при доначислении налогов.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.