Top.Mail.Ru

Значение разъяснений Минфина для применения законодательства о налогах и сборах

В статье на основе изучения широкого круга подзаконных актов и судебно-арбитражной практики рассматривается значение письменных разъяснений Министерства финансов РФ в применении законодательства о налогах и сборах. В рамках этого раскрывается содержание права на получение разъяснений, анализируются условия для применения разъяснений в практической деятельности налогоплательщиков, а также рассматриваются основания для их обжалования.
В системе прав налогоплательщиков особое место занимает право на получение от Министерства финансов РФ письменных разъяснений о порядке применения законодательства РФ о налогах и сборах. В настоящее время в справочных правовых системах размещено более тысячи писем Министерства финансов РФ, в которых даны разъяснения по разнообразным сложным вопросам налогообложения. О том, как использовать эти письма в своей деятельности, какими правилами при этом нужно руководствоваться, пойдет речь в настоящей статье.

Право на получение разъяснений

Одним из важных принципов законодательства о налогах и сборах является его определенность и ясность как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Нормативное закрепление этого принципа содержится в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В то же время в литературе нередко можно встретить справедливые суждения о том, что отечественное налоговое законодательство, несмотря на свой кодифицированный характер, во многом остается излишне казуальным и в целом несовершенным и содержит много пробелов.

Одним из средств преодоления этой сложной для налогоплательщиков ситуации является закрепление за ними права на получение от финансовых органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах1. Относительно применения федерального законодательства о налогах и сборах такие разъяснения уполномочено давать Министерство финансов РФ, относительно применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ, относительно применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы муниципальных образований.

Содержание этого субъективного права составляет возможность налогоплательщика в случае неясности для него какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах обратиться в финансовый орган (чаще всего – в Министерство финансов РФ) с просьбой разъяснить ее смысл и порядок применения. Как отметил в одном из своих выступлений заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, «мы отвечаем на запрос налогоплательщика, если конкретную ситуацию могут регулировать несколько норм, когда возможен пробел в законодательстве и т.д. Наш ответ построен на методологическом разъяснении законодательства не только налогового, но и отраслевого: гражданского, семейного, трудового» 2. Письменное обращение налогоплательщика должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц. Ответ Министерства финансов РФ оформляется в виде письма.

В п. 11.3 Регламента Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов от 23.05.2005 г. № 45н 3, приведен перечень ситуаций, при которых Министерство финансов РФ может отказать налогоплательщику в предоставлении разъяснений. К ним относятся случаи, когда:

  1. в обращении не указана (указана неразборчиво) фамилия налогоплательщика или почтовый адрес, по которому следует прислать ответ, либо не поддается прочтению сам текст обращения,
  2. ответ на обращение по существу невозможен без разглашения охраняемой законом тайны,
  3. в тексте обращения используются нецензурные либо иные оскорбительные или угрожающие формулировки,
  4. ответ на обращение не входит в компетенцию Министерства финансов РФ.

Во всех перечисленных случаях (за исключением неразборчивого обратного адреса) налогоплательщику направляется уведомление, в котором указывается причина, почему его обращение не может быть рассмотрено по существу.

Институт разъяснений финансовыми органами налогового законодательства широко распространен и в зарубежных странах, где он получил устоявшееся наименование фискального рескрипта (от франц. rescrit fiscal). Правда, в отличие от российского законодательства, в законодательстве других государств прослеживается четкое различие между письменным разъяснением действующего законодательства и предварительным согласованием налоговых последствий сделки.

Например, в США различается толкование налоговых нормативных актов, которые публикуются администрацией (revenue ruling), и письменные ответы администрации налогоплательщику (private ruling), предварительно обратившемуся с запросом о сделке, которую он намеревался заключить 4.

Согласно ст. L 64 В Свода фискальных процедур Франции процедура фискального рескрипта предоставляет всякому налогоплательщику возможность направить администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить. По существу, речь идет о возможности, имеющейся в распоряжении любого налогоплательщика, получить письменную консультацию в налоговой администрации до заключения контракта или соглашения, представив ей все необходимые документы. Администрация должна указать в ответе, усматриваются ли в операции, по ее мнению, признаки злоупотребления правом. Если по окончании шестимесячного срока она не дала никакого ответа налогоплательщику, он имеет основания полагать, что соответствующее соглашение правомерно. Администрация оказывается, таким образом, «связанной» как своим положительным...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?