Вы приняли решение не тратить время и деньги на поиск «своего уникального пути» и планируете инвестировать средства в приобретение франшизы? Тогда вам необходимо знать все нюансы ее покупки. По первичным признакам договор концессии (франчайзинга) можно перепутать с лицензионным договором. Читайте статью о том, какой комплекс прав передается по каждому из этих договоров, о полной гражданско-правовой характеристике концессионного договора и особенностях налогообложения при его заключении.
В сегодняшних условиях ведения бизнеса, когда все чаще потребитель ориентируется на сетевой формат обслуживания, многие компании принимают решение заключить договор франчайзинга (коммерческой концессии). Подобное решение зачастую является единственным методом конкурентной борьбы, позволяющим выжить. На страницах нашего журнала 1 мы уже давали рекомендации по франчайзинговым отношениям, делая акцент на особенностях франчайзинга как бизнес-модели, на маркетинговых нюансах. В данной статье дается подробная юридическая характеристика коммерческой концессии, отграничение данного вида договора от схожего по правовой природе лицензионного договора, кроме того, мы ознакомим вас с особенностями бухучета и налогообложения при концессионных сделках.
Общая правовая характеристика договора
Правоотношения сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинговую деятельность) регламентирует глава 54 ГК РФ. Цель коммерческой концессии — содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем.
В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Пунктом 2 статьи 1027 ГК РФ определено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Для вступления в сеть организаций, работающих под единой торговой маркой, пользователь делает первоначальный взнос. Данный взнос в иностранном праве именуется как паушальный платеж. Российское законодательство ограничивается названием данного платежа как фиксированного разового платежа. Это определенная, твердо зафиксированная в договоре сумма, которую пользователь может выплатить единовременно или в рассрочку.
Работая под торговой маркой правообладателя, пользователь, как правило, еще регулярно выплачивает роялти. Их устанавливают в виде фиксированной суммы либо в виде отчислений от выручки или от прибыли. Часто в сумму роялти включается взнос в рекламный и маркетинговый бюджет правообладателя. То есть определенная часть роялти должна покрывать расходы правообладателя на...