Принимая товар из-за границы, можно столкнуться с необходимостью предъявить претензии по качеству или количеству товара. Если вы сами нарушите правила приемки, то лишитесь права предъявлять соответствующие претензии поставщику. О том, как правильно отразить условия по приемке товара в договоре и как нужно осуществлять приемку, подробно расскажет наш эксперт.
Каждый внешнеторговый контракт индивидуален. В зависимости от способа доставки, дальности расстояний, количества перегрузок, специфики товара, репутации продавца, покупателя, перевозчика и прочих факторов условия приемки товаров будут изменяться. Рассмотрим, как правильно отразить условия доставки в договоре, как следует проверять товар при доставке, кто должен осуществлять приемку товара и многое другое.
Приемка товара
На стадии подготовки текста контракта сторонам следует установить сроки и последствия их несоблюдения. Нужно определить и последствия нарушения установленного порядка приемки, например, если покупатель не будет следовать предписанному регламенту и не оформит необходимые документы, то он может лишиться права заявлять соответствующие рекламации по количеству и качеству. Отражение этого в контракте напрямую зависит от базиса поставки. Например, «… покупателю предоставляется возможность осмотреть товар на складе продавца. Если покупатель не использует это право, он лишается права на отказ от товара…». Или так: «… если покупатель после прибытия товара дает указание поместить его на свой склад без осмотра, то он не вправе отказаться от приемки товара по истечении срока приемки, поскольку его действия будут истолкованы как принятие товара».
Зачастую выявить некачественный товар можно только в процессе эксплуатации, поэтому покупателю необходимо внести в контракт пункты о последствиях обнаружения недостатков. Например, следует предусмотреть, что в течение определенного срока после начала эксплуатации продавец обязан заменить или за свой счет отремонтировать товар, в котором обнаружились скрытые дефекты. Необходимо указать и то, как будут распределяться расходы и обязанности сторон по замене товара, за чей счет будут осуществляться его транспортировка, оформление и т.д.
Сроки сдачи-приемки
В контракте нужно определить сроки приемки товара. Например, «приемка товара по количеству поступившего в исправной таре производится продавцом: по весу брутто и количеству мест — в 24 часа с момента получения груза от (дата); по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте — одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара от (дата)».
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества, качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки.
В зависимости от особенностей сделки сроки приемки могут быть разными. Сдача-приемка по количеству, как правило, производится немедленно по прибытии груза в пункте сдачи-приемки, а по качеству может осуществляться позже (зависит от вида товара). Если товаром является оборудование, станки, то необходимо проверить его в работе, кроме того, нужно учитывать, сколько времени потребуется на то, чтобы его смонтировать и наладить производство. В этом случае покупателю должно быть предоставлено право заявить рекламации по комплектности и качеству в течение достаточно длительного срока, например, от полугода до года.
Принимая товар, необходимо точно соблюдать установленные для приемки товара сроки, в противном случае предприниматели могут попасть в неприятную ситуацию. Такое часто бывает, когда покупатель является посредником, а конечную приемку товара по количеству, качеству или комплектности производит конечный получатель. В этом случае необходимо, чтобы процедура приемки товара (сроки, порядок оформления документов и сбор доказательств), предусмотренная внешнеторговым контрактом, совпадала с правилами приемки, указанными в договорах между посредником и конечным потребителем.
Импортер от своего имени приобрел для другой компании большую партию расходных материалов, используемых в производстве. Во внешнеторговом контракте было указано, что проверка качества товара должна быть произведена в течение 30 дней с момента его поступления покупателю. Поскольку материалы поступили от достаточно известной иностранной компании, проверка качества сразу же не производилась, кроме того, у покупателя даже не было возможности должным образом их проверить. Некоторое время прибывший груз находился на складе временного хранения. В договоре, заключенном между покупателем и заводом-потребителем, были установлены сроки приемки товара этим заводом, которые были такими же, что и в контракте, – 30 дней. Через некоторое время материалы поступили на завод, который произвел их приемку по качеству и в собственной лаборатории установил, что данное качество не соответствует заявленному. Тогда завод обратился к посреднику с претензиями по качеству товара, а посредник в свою очередь направил поставщику рекламационный акт, составленный на основании сведений, предоставленных заводом. В ответе на письмо импортера с требованием заменить расходные материалы или вернуть их стоимость было указано, что срок направления рекламаций по качеству товара истек и что данный акт был составлен с нарушением процедуры, прописанной в контракте. Кроме того, продавец указал, что приемка материалов осуществлялась неуполномоченным лицом, поскольку в контракте было четко оговорено, что товар принимается покупателем. В итоге во избежание начисления крупных штрафных санкций импортер вынужден был за свой счет закупить для завода у другого производителя аналогичный товар и выплатить заводу небольшую компенсацию за задержку поставки. Но взыскать с иностранной фирмы стоимость некачественного товара не удалось.