Top.Mail.Ru

Профессиональный налоговый вычет: спорные вопросы применения

В статье содержится подробный анализ законодательства, правоприменительной практики Минфина России, налоговых органов и арбитражных судов по поводу применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. В рамках этого акцентируется внимание на спорах, связанных с недостоверностью представленных предпринимателями документов, с частичным подтверждением расходов, с процедурой применения профессионального налогового вычета и на иных проблемных ситуациях, возникающих на практике.

Настоящая статья является продолжением начатого в предыдущем номере разговора о проблемных вопросах использования индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов. На этот раз рассмотрим анализ судебной практики по применению абзаца четвертого п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ, посвященного «льготному» профессиональному налоговому вычету, который производится при невозможности предпринимателя документально подтвердить свои расходы.

Согласно ст. 221 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели при исчислении налога на доходы физических лиц вправе уменьшить полученный доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Из этого общего правила вытекает возлагаемая на индивидуальных предпринимателей обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих осуществление расходов.

Однако если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет производится в силу закона в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

Данная норма на практике вызвала массу неоднозначных толкований и, как следствие, большое количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Споры, связанные с недостоверностью представленных документов

Прежде всего возникает неопределенность с гипотезой нормы ст. 221 НК РФ (т.е. условием ее действия), а именно – с выявлением случаев, при которых налогоплательщик «не в состоянии документально подтвердить свои расходы». Наиболее очевидным примером такого случая является банальное отсутствие у налогоплательщика таких документов (например, ввиду их утраты вследствие совершенного преступления, природного стихийного явления и т.п.).

Однако на практике часто возникают вопросы, когда налогоплательщик представил документальное подтверждение понесенных расходов, а налоговый орган признал содержащиеся в них сведения недостоверными. С одной стороны, условие для применения 20-процентного профессионального налогового вычета отсутствует, поскольку у налогоплательщика имеются документы, подтверждающие понесенные им расходы. Но, с другой стороны, признание содержащихся в них сведений недостоверными приводит к признанию таких документов порочными, что создает препятствия для их использования в качестве основания для уменьшения налоговой базы.

Судебная практика по этому вопросу разнообразна. Нет единства правовых позиций даже в пределах одного округа. Большинство судов полагает, что наличие у налогоплательщика недостоверных документов свидетельствует об отсутствии у него права на профессиональный вычет как в фактически заявленном размере, так и в размере 20 процентов от общей суммы дохода.

Показательным в этом отношении является постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2009 г. № А33-17499/08. В этом деле индивидуальный предприниматель оспаривал в арбитражном суде доначисления по налогу на доходы физических лиц, сделанные налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки. В ходе проверки налоговый орган установил, что предпринимателем были представлены документы в подтверждение расходов, которые содержали недостоверные сведения, в связи с чем налоговая инспекция исключила указанную в них стоимость реализованных предпринимателем товаров из состава расходов по налогу на доходы физических лиц. Суд кассационной инстанции, признавая позицию налогового органа обоснованной, указал, что «предприниматель располагал документами, подтверждающими расходы, представил их для получения налоговой выгоды, однако эти документы содержали недостоверные сведения....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.