Интервью с генеральным директором «Стакковент» Сергеем Солощенко. В 2010 году компания «Стакковент» получила грант от общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Предприниматель рассказывает о том, где он черпает бизнес-идеи, о тенденциях развития современного бизнеса, особенностях продвижения продукции и многом другом.
В 2010 году компания «Стакковент» получила грант от общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, но не это повлияло на становление дела. Главное — удалось привлечь средства частного инвестора. Деньги пошли на закупку сырья и материалов, расширение клиентской базы. Уже через год ставится новая задача — популяризация системы вентилируемых штукатурных фасадов и открытие собственного производства в России. Как развивается бизнес, откуда черпаются идеи и кто самый главный единомышленник? Обо всем этом рассказывает генеральный директор «Стакковент» Сергей Солощенко.
Сергей Солощенко
Родился в 1982 году в Никополе (Днепропетровская область, Украина). В 1991 году переехал в Нижневартовск Ханты-Мансийского АО. Получил два высших образования: в 2003 году окончил Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (ИТМО), в 2010 — Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. В настоящее время возглавляет компанию «Стакковент», разработчика и правообладателя системы Stuccovent для наружной теплоизоляции и отделки фасадов зданий с использованием тонкослойной штукатурки.
– Сергей, как у Вас появилась идея своего дела?
– Идея создать уникальный для фасадного рынка продукт пришла 4 года назад. Изначально концепция заключалась в совмещении архитектурных возможностей штукатурных и долговечности вентилируемых фасадов путем расположения под штукатурным слоем вентилируемого зазора.
Признаюсь, сложности были и есть. Но с момента инициализации проекта, учитывая планирование возможных внутренних и внешних проблем, сумели достичь поставленных целей без особых финансовых и временных ресурсов.
– Насколько мне известно, в 2010 году вы получили «Грант начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». Сумма в размере 300 тыс. рублей существенно сказалась на развитии?
– Влияние гранта незначительно. Кроме того, я остался крайне недоволен тем, что государство не предусмотрело освобождение данной суммы от налогообложения. С 300 тыс. мы заплатили налог на прибыль (средства перевели аккурат перед Новым годом) и доплат или свой НДС 18%, хотя по условиям договора грант без НДС.
Собственно, начать бизнес позволило привлечение средств частного инвестора в размере 2 млн рублей.
– Производство вентилируемой штукатурки – весьма узкая специализация. Как позиционируете свою компанию? Кто ваши клиенты?
– В 2010 году мы получили премию правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект в строительной сфере (в конкурсе принимали участие более 200 компаний).
Используемый материал не имеет аналогов в России. Продукция позволяет решить ряд проблем, характерных для современных фасадных систем, в частности, выведение влаги из наружных стен зданий.
Наш основной клиент – частный домовладелец, заботящийся не только о процессе строительства, но и об эффективной эксплуатации своего дома. Плюс реализация идет через строительные бюро и проектные институты.
– Как занимаетесь продвижением? Насколько это тяжело в современных условиях?
– В силу отсутствия сформированного спроса нам пришлось самостоятельно создавать рынок сбыта. Мы постоянно общаемся с архитекторами и проектировщиками, проводим обучающие семинары и массу сравнительных испытаний, участвуем в тематических конференциях и строительных выставках. С недавних пор на сайте компании ведем видеоблог, где в каждом выпуске рассказываем об инновационной системе наружного утепления зданий: об истории технологии, приводим описание и монтаж системы, говорим о преимуществах, даем сравнительный расчет Stuccovent vs Etics (традиционная система).
Сложность продвижения нового продукта всегда связана с преобладанием консерваторов среди потребителей, что особенно ярко выражено в строительстве. Но мы все чаще находим новаторов, готовых использовать вентилируемую штукатурку.
– Есть ли в бизнесе проблема «сезонности»?
– Технология подразумевает выполнение «мокрых» процессов (нанесение штукатурки), поэтому основной объем продаж приходится на летний и осенний периоды. В остальное время мы усиленно занимаемся совершенствованием технологических процессов и расширением ассортимента.
Первоначально структура мата отличалась от нынешней. В 2009 году мы разработали оптимальное универсальное решение – мат толщиной 20 мм. Однако, изучив потребности рынка, предложили материал толщиной 10 и 30 мм (в зависимости от наличия и вида утепления конструкций). Это позволяет учесть особенности каждого объекта и эффективно решать проблему недолговечности штукатурных фасадов.
– Каких правил следует придерживаться, чтобы успешно вести дело?
– Главное — честность в бизнесе. Это отнюдь не банальная позиция, как может показаться на первый взгляд. В строительной сфере каждый год появляются новые компании и технологии. Среди них, к сожалению, находятся те, кто в погоне за объемами продаж часто вводит клиентов в заблуждение. Честно говоря, несмотря на активный спрос некоторых потребителей, нам неоднократно приходилось отказываться от выгодных контрактов по причине отсутствия необходимых данных по испытаниям материала.
– В чем, на Ваш взгляд, секрет эффективного управления бизнесом?
– На начальном этапе любое дело требует управления в «ручном режиме». Следует осуществлять краткосрочное планирование и постоянный контроль всех процессов, оперативно применять корректирующие меры и снова планировать. Только так можно снизить до минимума риски и повысить эффективность. Еще один немаловажный фактор — профессиональная команда.
– Как Вы пришли в бизнес? Каковы были Ваши первые ступеньки в трудовой деятельности?
– Я всегда интересовался строительством и работал только в этой сфере. Первый серьезный опыт — должность инженера в петербургской компании, занимающейся проектированием и монтажом фасадных систем. Основные навыки менеджмента получил, устроившись в дочернюю компанию шведского строительного холдинга NCC, где приобрел опыт проектирования и строительства крупных объектов в области жилищного домостроения.
Однажды в процессе прохождения экспертизы проекта я столкнулся с проблемой согласования фасадной конструкции, что, собственно, и навело на мысль о новой разработке, которая смогла бы легко решать проблемы современных фасадов. Долгое время идея пылилась на полке, пока не нашлись единомышленники и частные инвесторы, поддержавшие наш проект. На данные средства мы изготовили опытную партию материала, провели многочисленные испытания, получили сертификаты. Часть инвестиций направили на участие в строительных выставках (2009 – Балтийская строительная неделя, апрель 2010 – «Интерстройэкспо»).
– Как Вы считаете, почему даже при наличии отличного образования одни добиваются успеха, а другие нет? В чем секрет успеха?
– Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Так, имея два высших образования, я по сей день продолжаю учиться. Не стараюсь очень глубоко и подробно вникать в науку, но предпочитаю знать о существовании некоторых вещей, с которыми, возможно, придется столкнуться…
Пока не назвал бы полноценным успехом то, что происходит с моим бизнесом. Есть огромное поле для развития. Но уже сейчас точно знаю: залог успеха – настойчивость в решении каждого вопроса.
– Признаете ли Вы свои ошибки?
– Если честно, очень тяжело. Правда, стараюсь придерживаться правила: «Негативный опыт — тоже опыт». Вопрос в том, сколько это будет стоить для тебя.
Объективную критику воспринимаю, а субъективный и безосновательный довод не беру во внимание. Ведь позиция критика должна подкрепляться серьезными аргументами, быть обоснованной и ссылаться на независимые источники.
– Какие у Вас недостатки и слабости? Есть ли в Вашем окружении люди, которые помогают их исправлять?
– Моя жена — главный и самый близкий единомышленник. Она всегда в курсе происходящих событий. Я очень признателен ей за неоценимую помощь в бизнесе, за поддержку и терпение. Поверьте, это не так-то просто! Только она знает все о моих недостатках и слабостях, о наличии которых время от времени тихонько напоминает.
– Как Вы смотрите в будущее?
– Чувствую огромный потенциал своей команды. Мы выбрали интенсивный путь развития, многое еще предстоит сделать. Из намеченных достижений – в среднесрочной перспективе открытие производства в России, что должно снизить издержки (сократить сроки доставки и уменьшить стоимость продукции).