Появилась новая – электронная – технология затребования документов налоговым органом и их представления налогоплательщиком. Кого и каких документов она касается? Как организациям необходимо перестроить свою работу, чтобы избежать штрафов и проблем с налоговой? Что в новой технологии пока осталось неурегулированным?
Кстати, штраф за непредставление в срок каждого затребованного налоговиками документа увеличился в 4 раза и теперь составляет 200 рублей (он одинаков для бумажной и электронной технологий взаимодействия).
В июле 2010 года Президентом России был подписан целый ряд законов, существенно изменивших правовое поле использования электронных документов в нашей стране. Среди них был и Федеральный закон № 229-ФЗ. Значительная часть нововведений предусматривает возможность электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. В том числе был изменен порядок истребования документов и их предоставления в налоговые органы.
Большинство положений Закона вступило в силу еще 2 сентября 2010 года. Сейчас уже появились подзаконные акты, детализирующие требования Закона.
Итак, всему виной Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ с очень длинным названием «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Далее по тексту будем называть его коротко – Закон.
Порядок истребования документов
Закон внес изменения в ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» и ст. 93-1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
Если раньше при проведении налоговой проверки требование о представлении документов должно было быть оформлено в виде бумажного документа и передано лично под расписку, то теперь оно может быть также передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, как и прежде, подобное требование может быть направлено по почте.
Сами истребованные документы также могут быть представлены лично, направлены по почте либо направлены в налоговый орган в электронном виде (внесенные изменения выделены курсивом):
Фрагмент документа
Налоговый кодекс РФ, статья 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки»
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи…
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Стоит отметить несколько моментов.
Во-первых, взаимодействие с налогоплательщиком предусматривает использование смешанного электронного документооборота, ведь никто не планирует все сразу переводить в электронные форматы.
Во-вторых, направление истребованных документов в электронном виде пока является правом, а не обязанностью налогоплательщика, которым он может воспользоваться тогда, когда у него самого соответствующие документы изначально составлены в электронном виде.
В-третьих, в Законе упомянуто о том, что электронные документы должны быть составлены «по установленным форматам». Формулировка недостаточно четкая, и не совсем понятно, что в данном случае имеется в виду.
Налоговая служба уже начала выпускать подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок и правила использования электронных документов.
Сроки представления документов и размер штрафа за просрочку
Согласно НК РФ срок представления документов установлен в 10 дней по ст. 93 и 5 дней по ст. 93.1.
Фрагмент документа
Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки»
Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки»
3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Статья 93.1 Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
4. В течение пяти дней со дня поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
Самым неприятным для организаций, с моей точки зрения, является предусмотренная в НК РФ возможность направления требования заказным письмом, которое будет считаться полученным через 6 дней после отправки (см. п. 1 ст. 83 НК РФ на предыдущей странице журнала). Такой срок заимствован из контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных еще в 2006 году Правительством РФ:
Фрагмент документа
Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160)
6. Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации – 2 дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации – 2 дня;
г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района – 3 дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Однако, учитывая известную всем скорость и надежность нашей почты, есть большие опасения, что через 6 дней многие организации, которым направлены такие требования, их еще не получат. За примерами далеко ходить не нужно.
Пример из судебной практики
Из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2011 по делу № А56-48043/2010:
«… как следует из приложенных к жалобе распечатки с сайта «Почта России. Отслеживание почтовых отправлений» и почтового уведомления о вручении заказного письма, документы, направленные Авиакомпанией во исполнение определения апелляционного суда от 02.12.2010, были получены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом только 01.02.2011, со значительной задержкой по сравнению с нормативно установленными сроками».
В этом конкретном случае документы шли в суд почти два месяца!