Top.Mail.Ru
Радость полученной вакансии руководителя кадровой службы постепенно превращается в ежедневный риторический вопрос: с чего начать и как? Выполнить все требования законодательства и не утонуть в массиве документации, на первый взгляд, кажется задачей для сказочного героя, который должен пройти через дремучий лес и добыть молодильные яблоки. Но даже сказочные герои достигали своих фантастических целей. В статье мы рассмотрим подробный алгоритм создания кадровой службы.

Создание кадровой службы с нуля – это создание Вселенной. Необъятный и «космический» документооборот кадровой службы нужно превратить в рациональную систему. С чего начать? Какие документы необходимо делать первыми и как? Независимо от того, достался ли вам ноль от предшественника или вы первопроходец в создании кадровой службы, работа вашей службы будет зависеть от того порядка, который организуете вы.

Кадры решают все

Для начала необходимо провести так называемую диагностику-оценку имеющейся кадровой документации и организовать процесс ее передачи.

В организации может быть разработан стандарт или Положение о передаче документов при увольнении работников, в котором излагается порядок передачи документации по подразделениям, включая и кадровую службу (см. Пример 1).

Для чего нужно такое положение? Наличие данного документа исключит из практики любой организации уход работника по-английски, снизит риск возникновения административных правонарушений, а также поспособствует более эффективной адаптации и работе нового начальника отела кадров и, соответственно, иных работников организации.

Новый начальник кадровой службы может столкнуться с двумя вариантами создания отдела:

  • передача дел предыдущим начальником кадровой службы,
  • создание кадровой службы впервые в организации.

В члены комиссии целесообразно назначать работников, имеющих соответствующую компетенцию, т.е. обладающих достаточными знаниями и опытом, чтобы надлежащим образом оценить не только количество документов, но и отсутствующие в них сведения, ошибки, например, начальника юридического отдела, главного бухгалтера и инспектора отдела кадров.

Схема. Пошаговый процесс передачи документов кадровой службы

Следует отметить, что если руководитель организации назначает в комиссию по приему документов каких-либо сотрудников, то данная функция должна быть в должностной инструкции или трудовом договоре работника. Без отражения такой обязанности в вышеуказанных документах действия работодателя могут быть квалифицированы контролирующими органами или судом как привлечение работника к работе, не обусловленной трудовым договором.

Пример 1

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Создание и использование «библиотеки знаний» в компании

Статья о том, как создать в компании «библиотеку (базу) знаний», которая не потребует вложений: работники компании поделятся своим опытом и навыками, которые смогут использовать другие сотрудники. Даем рекомендации о том, чем наполнить такую «библиотеку знаний», чтобы она сослужила хорошую службу: стандартами, регламентами, кодексами, инструкциями, бланками и шаблонами документов и презентаций, заготовками для организации командировок, обучающими видеороликами, чек-листами и памятками.

Порядок компенсации неиспользованной части отпуска

Многие работники (да и работодатели) полагают, что компенсацию можно получить за любую неиспользованную часть отпуска. Например, накопилось у работника неотгулянного отпуска за 3 года, а пойти в отпуск все равно возможности нет. Однако далеко не всякую часть отпуска и далеко не всем работникам можно заменить денежной компенсацией. Рассказываем на примерах (с образцами документов), когда это возможно, а также показываем вариант, когда работник берет неотгулянные дни отпуска перед увольнением «натурой».

Неприкосновенные для увольнения работники

Трудовое законодательство содержит много оснований, по которым работодатель может уволить работника. Большинство из них связано с виновными действиями персонала. Но даже использование этих оснований имеет свои ограничения. Выясняем с учетом имеющейся судебной практики, каких категорий работников касается запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя и по каким конкретно причинам, как минимизировать риски, связанные с увольнением особо защищаемых государством трудящихся в ситуации, когда от работодателя может быть скрыт их статус. Даем формулировку для трудового договора об обязанности работника предоставлять документы, подтверждающие его права на дополнительные гарантии, льготы или иные преимущества, а также образцы документов (заявления и уведомлений для различных ситуаций), которыми на практике могут воспользоваться работодатели и сотрудники, чтобы снизить риски незаконных увольнений.

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Инструкция по увольнению за прогул

Любой работодатель рано или поздно сталкивается с прогульщиками. Если ущерба нанесено не было, прогул работнику «прощается». Однако если его отсутствие повлияло на нормальное функционирование компании, то она прибегает к крайней мере – увольнению за прогул. Но, несмотря на очевидность прогула, суд часто восстанавливает прогульщика на работе. Посмотрим, как исключить вероятность признания судом увольнения за прогул незаконным.

Коллизия норм, или какому закону отдать предпочтение?

Трудно выбрать единственно правильное решение по тому или иному вопросу, если авторитетные специалисты высказывают противоречивые мнения на этот счет. Что уж говорить о том, когда в спор между собой вступают законодательные нормы. Какой из них отдать предпочтение? Как разобраться с противоречиями внутри самой главной для любого кадрового работника книги – Трудового кодекса Российской Федерации? О том, что такое юридическая коллизия и как ее преодолеть, мы расскажем в нашем материале.

Все о расчетных листках

При выплате заработной платы работодатель обязан выдать расчетный листок, в котором указана информация о составных частях зарплаты, произведенных удержаниях, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Эксперт анализирует судебную практику и рекомендации чиновников о том, как должен выглядеть такой листок, сколько раз в месяц его стоит выдавать, нужно ли получать подпись работника о его вручении и хранить его копии.