Top.Mail.Ru

Альтруисты в коллективе: как с ними работать и как «заразить» альтруизмом других сотрудников?

Даже в эпоху капитализма практически в каждом трудовом коллективе встречаются альтруисты – сотрудники, готовые в любое время дня и ночи выполнять задания руководителя, болеть за общее дело. Что же двигает такими работниками? Насколько оправдано их поведение? Не таит ли оно опасности для коллектива? А если это позитивное явление, то как и других сотрудников сделать альтруистами, особенно в пору летних отпусков, когда в офисе народу мало, а объем работы не уменьшился? Ответы на эти вопросы – в статье.

Нас удивляют люди, которые работают самоотверженно, порой в ущерб личным интересам, которые решительно берутся за сложные задания, помогая не справившемуся с ними коллеге. Часто мы не понимаем таких людей. Для чего подобные жертвы, если не будет дополнительной оплаты? В чем секрет самомотивации альтруистов? Можно ли его постигнуть? Давайте разбираться.

А есть ли проблема?

Действительно, может, и не стоит обращать внимания на тот факт, что в коллективе есть альтруист, желающий облагодетельствовать всех и вся? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобрать все плюсы и минусы нахождения в офисе подобного персонажа.

К сведению

Альтруизм – бескорыстное поведение человека, направленное на удовлетворение интересов другого человека (людей). Понятие ввел французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Принцип альтруизма заключается в следующей фразе: «Живи для других».

Чем полезен альтруист для работодателя?

Во-первых, альтруист всегда готов работать много и даже без дополнительной оплаты своего труда, если того требует ситуация. Для компании такой человек просто подарок. Является ли в этом случае альтруист трудоголиком? В какой-то степени да. Ведь альтруист тоже готов пожертвовать личным временем ради решения рабочих вопросов. Отличие лишь в том, что трудоголиком нередко становится человек, который не умеет правильно управлять своим временем, не умеет расставлять приоритеты. Альтруист же, наоборот, прекрасно умеет это делать, поскольку ему надо везде и всем успеть помочь.

Мнение эксперта

«А мне нравится помогать людям. Я испытываю позитивные эмоции, когда кому-то оказалась полезной. Люди по своей природе открыты и благодарны, когда им приходят на помощь. И если есть такая возможность, я всегда ее использую. В ответ я получаю улыбку и благодарности людей. Это очень воодушевляет и приободряет. Конечно, порой приходится задерживаться на работе, не ходить на обед, но ведь слова благодарности стоят того!»

Во-вторых, альтруист, как правило, оптимист и энтузиаст своего дела, а потому способен «зажечь», вдохновить окружающих на социальные подвиги. Он может быть хорошим организатором и специалистом. Эти качества делают альтруиста незаменимым помощником, особенно в части проведения социальных акций.

Чем альтруист может быть опасен для работодателя?

Во-первых, его «опасность» кроется в глубинных причинах, толкающих человека на альтруистическое поведение. Возможно, что альтруист несчастлив, не испытывает удовольствия от жизни и компенсирует это за счет других источников. Просто помогает другим, получает за это похвалу (или даже не получает ее), испытывает самоудовлетворение и другие позитивные эмоции. Это один из механизмов компенсации. Но может произойти так, что в один момент человек столкнется с нерешаемой проблемой, не получит той компенсации, на которую он рассчитывает, и потеряет смысл жизни. Это чревато нервными срывами, злоупотреблениями алкоголем, уходом с работы и другими последствиями.

Мнение эксперта

«В нашем отделе есть сотрудник, который засиживается допоздна. Всегда берется за любые задания и с жаром их выполняет, всем помогает. Сотрудник очень общительный, дружелюбный, над новичками в отделе сам берет шефство и вводит в курс дела. В общем, я довольна его работой. Единственное, что меня огорчает в нем, так это его ранимость. Работник крайне болезненно переносит критику. Поэтому перед разговором приходится готовиться так преподнести ему критическую информацию, чтобы, по крайней мере, он не сильно расстроился».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.