Top.Mail.Ru

Изменение законодательства о госуслугах: шаг вперед, два – назад…

27 июля 2010 года был принят закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а в июле этого года в него были внесены существенные изменения. Часть из них мы рассмотрели в предыдущем номере журнала, а закончить этот разговор предлагаем сейчас.

А почему только через портал госуслуг?

В закон о госуслугах включено также положение о том, что если заявитель захочет получить услугу в электронном виде, то он должен направить через портал госуслуг сведения из тех документов, которые он должен предоставить самостоятельно:

Фрагмент документа

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

7. В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги является направление заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из документов, указанных в части 6 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.

Интересно, потребуется ли подписывать все это электронной подписью?

Не совсем понятно также, что будет, если гражданин обратится за госуслугой и направит необходимые сведения в электронном виде не через портал, а напрямую в соответствующий государственный орган. Данное положение закона сформулировано таким образом, что если в каком-либо законодательном акте не зафиксирована возможность заявителя общаться с государственным органом напрямую, то государственный орган не имеет права исполнять госуслугу в электронном виде иначе, как при обращении заявителя через портал.

Стандарты предоставления услуг придется перерабатывать

Дополнена и статья 14 закона «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги», в которой ранее, среди прочих требований, указывалось, что стандарт оказания государственной услуги должен содержать «исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги».

Теперь, составляя этот перечень, необходимо будет четко указать «документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия». Так что государственным структурам пора засучить рукава и начать переписывать все уже существующие административные регламенты!

Для справки

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги включается в административный регламент как его составная часть. В Законе № 210-ФЗ установлены как «Требования к структуре административных регламентов» (ст. 12), так и «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги» (ст. 14).

Работа предстоит серьезная, поскольку на конец 2010 года только федеральными органами исполнительной власти было утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций). На региональном и муниципальном уровнях было утверждено, соответственно, более 6000 и 4000 административных регламентов 1. Все они должны быть переработаны с учетом новых законодательных требований.

Требования к межведомственному информационному взаимодействию

В отдельной статье 7-1 сформулированы требования к информационному взаимодействию (в т.ч. электронному), осуществлять которое необходимо только через единую систему межведомственного электронного взаимодействия и «подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу».

Через СМЭВ разрешается посылать межведомственные запросы и ответы на них (документы и информацию) «только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов» (части 2 и 4 ст. 7-1). Должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, будут за это наказываться.

На мой взгляд, такое ограничение возможностей использования СМЭВ нелогично, ведь у органов власти взаимодействие идет не только при оказании госуслуг, но и при осуществлении возложенных на них иных функций. И если СМЭВ окажется в состоянии выдержать дополнительную нагрузку, то было бы разумнее воспользоваться уже созданной инфраструктурой, чем опять создавать за большие деньги новые системы.

Если при оказании госуслуг и при ведении базовых государственных информационных ресурсов потребуется переслать по СМЭВ в другие органы и организации документы и сведения, составляющие налоговую тайну, или те, доступ к которым ограничен, то это не будет считаться «разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации» (часть 3 ст. 7-1).

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на основе:

  • Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Правительством РФ 2;
  • Правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия 3.

В Законе № 210-ФЗ (п. 6 ст. 7-1) уже предусмотрена ситуация, когда сведения по межведомственному запросу либо не представлены вообще, либо не представлены в установленные сроки (ситуация достаточно распространенная). Законом запрещено отказывать в предоставлении услуги, правда, не понятно, как в таких случаях действовать государственному органу, если, например, без соответствующих документов он вообще не может принять решение? От того, что тех, кто не представил документы, могут наказать, легче не будет ни ответственному за оказание услуги государственному органу, ни заявителю.

Законодательством (ст. 6 Закона № 210-ФЗ) теперь явным образом закреплено, что вся информация и документы, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, должны направляться по межведомственным запросам безвозмездно. Это касается всех.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.