27 июля 2010 года был принят закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а в июле этого года в него были внесены существенные изменения. Часть из них мы рассмотрели в предыдущем номере журнала, а закончить этот разговор предлагаем сейчас.
А почему только через портал госуслуг?
В закон о госуслугах включено также положение о том, что если заявитель захочет получить услугу в электронном виде, то он должен направить через портал госуслуг сведения из тех документов, которые он должен предоставить самостоятельно:
Фрагмент документа
Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
7. В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги является направление заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из документов, указанных в части 6 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.
Интересно, потребуется ли подписывать все это электронной подписью?
Не совсем понятно также, что будет, если гражданин обратится за госуслугой и направит необходимые сведения в электронном виде не через портал, а напрямую в соответствующий государственный орган. Данное положение закона сформулировано таким образом, что если в каком-либо законодательном акте не зафиксирована возможность заявителя общаться с государственным органом напрямую, то государственный орган не имеет права исполнять госуслугу в электронном виде иначе, как при обращении заявителя через портал.
Стандарты предоставления услуг придется перерабатывать
Дополнена и статья 14 закона «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги», в которой ранее, среди прочих требований, указывалось, что стандарт оказания государственной услуги должен содержать «исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги».
Теперь, составляя этот перечень, необходимо будет четко указать «документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия». Так что государственным структурам пора засучить рукава и начать переписывать все уже существующие административные регламенты!
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги включается в административный регламент как его составная часть. В Законе № 210-ФЗ установлены как «Требования к структуре административных регламентов» (ст. 12), так и «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги» (ст. 14).
Работа предстоит серьезная, поскольку на конец 2010 года только федеральными органами исполнительной власти было утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций). На региональном и муниципальном уровнях было утверждено, соответственно, более 6000 и 4000 административных регламентов 1. Все они должны быть переработаны с учетом новых законодательных требований.
Требования к межведомственному информационному взаимодействию
В отдельной статье 7-1 сформулированы требования к информационному взаимодействию (в т.ч. электронному), осуществлять которое необходимо только через единую систему межведомственного электронного взаимодействия и «подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу».
Через СМЭВ разрешается посылать межведомственные запросы и ответы на них (документы и информацию) «только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов» (части 2 и 4 ст. 7-1). Должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, будут за это наказываться.
На мой взгляд, такое ограничение возможностей использования СМЭВ нелогично, ведь у органов власти взаимодействие идет не только при оказании госуслуг, но и при осуществлении возложенных на них иных функций. И если СМЭВ окажется в состоянии выдержать дополнительную нагрузку, то было бы разумнее воспользоваться уже созданной инфраструктурой, чем опять создавать за большие деньги новые системы.
Если при оказании госуслуг и при ведении базовых государственных информационных ресурсов потребуется переслать по СМЭВ в другие органы и организации документы и сведения, составляющие налоговую тайну, или те, доступ к которым ограничен, то это не будет считаться «разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации» (часть 3 ст. 7-1).
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на основе:
- Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Правительством РФ 2;
- Правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия 3.
В Законе № 210-ФЗ (п. 6 ст. 7-1) уже предусмотрена ситуация, когда сведения по межведомственному запросу либо не представлены вообще, либо не представлены в установленные сроки (ситуация достаточно распространенная). Законом запрещено отказывать в предоставлении услуги, правда, не понятно, как в таких случаях действовать государственному органу, если, например, без соответствующих документов он вообще не может принять решение? От того, что тех, кто не представил документы, могут наказать, легче не будет ни ответственному за оказание услуги государственному органу, ни заявителю.
Законодательством (ст. 6 Закона № 210-ФЗ) теперь явным образом закреплено, что вся информация и документы, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, должны направляться по межведомственным запросам безвозмездно. Это касается всех.