В конце сентября вступает в силу новый Федеральный закон «О национальной платежной системе». Он регулирует порядок оказания платежных услуг (в т.ч. перевода денежных средств) и использования «электронных денег», а также деятельность банков, осуществляющих денежные переводы. Кроме того, в документе установлены требования к организации и функционированию платежных систем, порядку осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Что же изменится в порядке безналичных расчетов после вступления в силу этого закона?
В условиях модернизации российской экономики, развития современных информационно-коммуникационных технологий без национальной платежной системы (НПС) не обойтись. Но регулирование как раз этой сферы оставляет желать лучшего. И вот 29 сентября текущего года вступает в силу одноименный Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ, а также Закон № 162-ФЗ, положения которого корректируют под стать НПС значительное количество нормативных актов. Однако есть вполне обоснованные опасения, что, в общем-то, получилось все… как всегда.
Сейчас уже сложно представить, что не так давно у большинства россиян не было мобильных телефонов, а что такое Интернет, знали только избранные. А в банковской и финансовой сфере за последние годы произошла практически революция: техническое развитие дошло и до этих отраслей. Появились такие новации, как электронные деньги, интернет-платежи, мобильные переводы и т.п. Причем если обычные банковские операции еще худо-бедно регламентировались действующим законодательством, то «виртуальные» расчеты оставались вне правового поля. Разве что деятельность платежных агентов, правда, не без изъянов, законодатели все же отрегулировали.
Осенью 2007 года FATF (Financial Action Task Force – рабочая группа по финансовым операциям, действующая под эгидой «большой восьмерки») провела оценку стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в России и вынесла свои рекомендации. Среди прочего было отмечено, что РФ не соблюдает стандарты борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма в области контроля банковских подразделений за рубежом, при проведении платежей через терминалы и физическом перемещении средств через границу.
В итоге сложилась следующая ситуация. Платежная система РФ как таковая законодательно не была определена. Не были установлены требования ни к ее организации, ни к ее функционированию. В такой ситуации выделить значимые платежные системы в соответствии с международными стандартами не представлялось возможным. И это в то время, когда Россия претендует на формирование на своей территории международного финансового центра. Что уж говорить про отсутствие механизмов надзора за деятельностью организаций, являющихся операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры (операционными центрами, клиринговыми центрами), которые играют ведущую роль в организации и функционировании платежных систем.
О необходимости создать собственную национальную платежную систему заговорили еще лет 7 назад, а то и раньше. Однако что-то все время не срасталось – никак не удавалось свести совокупность всех форм взаимодействий в финансовой системе в единое целое. Соответствующий законопроект, наконец, «созрел» и был внесен в Госдуму лишь в конце 2010 года. Но уже 27 июня 2011 года Президент подписал Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а также Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Законы № 161-ФЗ, 162-ФЗ). При этом если сравнить исходную версию законопроектов и окончательный их вариант, когда они обрели статус законов, то становится очевидно, что дебаты по поводу их положений велись нешуточные. То есть это далеко не тот случай, когда депутаты «подмахивают» документ, что называется, не глядя. Так в чем же суть данного закона?
Общие положения
Закон № 161-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы. Его положения регулируют порядок оказания платежных услуг (в том числе по переводу денежных...