Top.Mail.Ru
Часто на этот участок работы не обращают должного внимания. Но чем больше объем исходящей корреспонденции, тем больше ресурсов (людских и финансовых) он поглощает. В данной статье практик подсказывает, где и как можно оптимизировать работу, какие «маячки» позволят быстрее идентифицировать документы и конверты с их содержимым.

В работе с одним документом всегда участвуют две стороны: это отправляющая сторона – автор документа и принимающая сторона – адресат, можно в шутку назвать его «ответчик». И каждая участвующая в процессе сторона отрабатывает свою технологическую цепочку: отправляющая сторона отправляет исходящую корреспонденцию, а принимающая – принимает, соответственно, входящую корреспонденцию.

Да и вся делопроизводственная обработка служебной корреспонденции направлена на то, чтобы посредством специальных маячков («реквизитов») создать информационную среду, с помощью которой в дальнейшем можно будет легко идентифицировать документ.

Рисунок 1. Схема движения корреспонденции

Как видите, процесс может быть цикличным и кажется бесконечным. И что для нас, делопроизводителей, важно – в этом процессе нет разрозненных документов: входящих или исходящих писем, а есть документы, связанные между собой в единый комплекс документов, отражающих решение одного вопроса (проблемы и т.д.).

Регистрируем исходящую корреспонденцию

Итак, у вас имеется документ, готовый к отправке. В первую очередь его необходимо зарегистрировать. Регистрируя исходящие письма, мы фиксируем факт создания (подписания) документа, а также описываем сам документ с помощью неких сведений (кем подписан, кому направляется, о чем составлен и т.п.), которые в дальнейшем помогут нам найти его или подготовить отчет.

Как правило, для регистрации исходящих документов используется стандартная форма регистрационной карточки (РК), которая в большинстве организаций трансформировалась в электронную РК. И не важно, в какой системе электронного документооборота (СЭД) вы регистрируете исходящую корреспонденцию (или даже если описываете регистрируемое письмо одной строкой в таблице Excel), набор основных полей всегда остается неизменным. Это:

  • дата регистрации (подписания) документа;
  • регистрационный индекс;
  • корреспондент (наименование организации, в которую направляется документ, наименование должности и фамилия должностного лица, на имя которого адресовано письмо);
  • краткое содержание отправляемого письма;
  • наименование должности и фамилия должностного лица, подписавшего документ;
  • номер дела по номенклатуре, в которое будет подшита копия отправленного документа.

При необходимости можно указывать и способ отправки, например:

  • отправлено по почте,
  • отправлено по электронной почте,
  • отправлено заказным почтовым отправлением,
  • отправлено с курьером и т.д.

Как правило, этот набор метаданных достаточен для регистрации исходящей корреспонденции, так как содержит основные поисковые признаки документа. Кстати, датой исходящего письма является дата его подписания, а не регистрации!

Регистрационный индекс может быть предельно простым – порядковым номером документа. А может содержать и дополнительную информацию:

  • номер дела по номенклатуре, в которое будет подшит документ;
  • индекс структурного подразделения – автора документа;
  • индекс или инициалы должностного лица, подписавшего документ;
  • индекс группы документов.

Например, с целью сокращения времени поиска документа исходящие письма, направляемые в вышестоящие и иные (правоохранительные, курирующие организации), целесообразно выделять в отдельные регистрационные группы, которым можно присвоить специальный элемент индекса:

  • МО – Министерство образования;
  • МЮ – Министерство юстиции;
  • ЦБ – Центральный банк;
  • ФНС – Федеральная налоговая служба и т.д.

При этом каждый элемент индекса отделяется от соседних каким-нибудь знаком, обычно это косая черта, тире или точка.

Пример 1. Регистрационный номер исходящего документа

Исх. № ФНС-12/36-2154, где

ФНС – индекс группы документов;

12 – индекс структурного подразделения, автора документа;

36 – индекс дела по номенклатуре;

2154 – порядковый номер исходящего документа.

Если вы регистрируете документы, направляемые от имени руководителя организации и его заместителей, и не важно в какое дело будет подшит...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.