Top.Mail.Ru
Руководители нередко поручают отделу по работе с персоналом разработать схемы по оптимизации фонда оплаты труда, другими словами – уменьшить сотрудникам заработные платы. Автор предлагает семь способов, как не надо этого делать. Например, утвердить невыполнимый план или заставить работников ежеминутно вести график того, чем они занимаются на рабочем месте.
Если ты в своем кармане
Ни копейки не нашел,
Загляни в карман к соседу, –
Очевидно, деньги там.

(Григорий Остер
«Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей»)

HR-специалисту порой приходится делать вещи, не вызывающие теплых чувств у персонала. К их разряду относится и оптимизация фонда оплаты труда, когда приходится снижать заработную плату кому-либо из сотрудников. В новом году мы решили описать вам семь приемов, как этого делать не нужно.

Профессия специалиста по человеческим ресурсам творческая. Чем только ни приходится заниматься рядовому эйчару! Утром следить за опоздавшими на работу и анализировать финансовые показатели деятельности своей компании, а вечером разрабатывать систему адаптации и придумывать дизайн новой униформы для фронт-персонала.

Но, пожалуй, самыми сложными являются ситуации, когда нужно сокращать затраты у персонала. Здесь требуется предельная изобретательность, находчивость, убедительность и тактичность. Эйчар должен выполнить «заказ» начальства, уменьшить фонд заработной платы и в то же время проделать это так, чтобы сотрудники не разбежались. Как сделать снижение заработной платы обоснованным? Мы рассмотрели наиболее типичные примеры, к которым прибегают компании, практикой которых руководствоваться не стоит.

Естественный подход

Как уменьшить зарплату, чтобы она формально не уменьшалась? Для начала можно просто ничего не делать. В нашем государстве существует отличная возможность для этого, так как инфляция обесценивает доходы населения. Во многих компаниях заработная плата ежегодно увеличивается, но можно ведь этого не делать!

Конечно, есть в ТК РФ ст. 134, которая обязывает работодателя индексировать оплату труда, но эта норма закона «как бы» необязательна для исполнения, ведь ответственности за нее нет. Вспомним учителей и врачей, заработки которых остаются неизменно маленькими годами, и повлиять на них может разве что вмешательство первых лиц государства. А уж о маркетологе или логисте, доход которого в несколько раз превышает оклад терапевта, вряд ли вспомнят на таком высоком уровне.

Естественная инфляция – отличная возможность не напрягая мозговые извилины и не терзаясь соображениями нравственного характера уменьшить расходы на оплату труда. Но это не всегда эффективно. Сотрудники могут оказаться неожиданно меркантильными, изучить рынок труда на специализированных сайтах и даже поинтересоваться уровнем зарплат у коллег из других компаний. Другим отрицательным последствием может быть то, что работники будут меньше трудиться, руководствуясь народной мудростью «вы делаете вид, что платите нам, мы делаем вид, что работаем».

Пример 1

В компании заработная плата не повышалась уже два года, тем не менее текучесть кадров небольшая, психологический климат в коллективе – тоже, да и отношения подчиненных с начальством неплохие, однако есть одно «но»: производительность труда крайне невысокая. Стараются люди, напрягаются, делают свое дело, правда, результаты напоминают работу плохого автомобиля: шума много, дым столбом, а скорость – десять километров в час.

Научный подход

Чтобы придать снижению доходов сотрудников научный вид, призовем на помощь технологии менеджмента. К примеру,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.