С 1 января 2013 г. в России будет действовать новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он привнесет много изменений в работу как компаний в целом, так и их бухгалтерий. Рассмотрим, какие экономические субъекты и чему смогут порадоваться, а кому не избежать дополнительных хлопот.
Новый закон «О бухгалтерском учете» – уже реальность. Его обсуждали несколько лет и в последнее время с нетерпением ждали его принятия. Кто-то наделся, что многое станет проще и понятнее, другие рассчитывали, что ничего не изменится и они продолжат работать по старинке, иные опасались, что положения нового закона добавят проблем. Разберемся, что же на самом деле изменится в работе компаний после вступления в силу нового закона.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – новый закон) будет действовать с 1 января 2013 г. Предыдущий документ от 21.11.1996 № 129-ФЗ с аналогичным названием (далее – старый закон) с этой даты утратит силу. Однако в ночь с 31 декабря 2012 года на 1 января 2013 года ничего сверхъестественного не произойдет. В новом законе сказано, что все те нормативные акты, которые регулируют бухучет сейчас, будут продолжать действовать до тех пор, пока Минфин России (или Центральный банк – для кредитных организаций) не утвердит ничего нового. Революции, которую многие ожидали, не произойдет. Законодательство в сфере бухучета будет меняться постепенно. Точно так же, как оно менялось на протяжении последних 14 лет (напомним, Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283).
Но это вовсе не означает, что новый закон мало чем отличается от старого. Изменений более чем достаточно. С них и начнем.
«Первичка»
Многих наверняка обрадует тот факт, что использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированной первичной учетной документации, будет не обязательно. Если в старом законе была норма о том, что первичный документ принимают к учету, если он составлен по форме, содержащейся в альбоме, то в соответствии с новым законом «первичка» может быть составлена в свободной форме. Разумеется, при этом она должна содержать все обязательные реквизиты.
Они перечислены в ч. 2 ст. 9 нового закона:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
- подписи перечисленных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Вместе с тем новый закон не запрещает и использование первичных учетных документов, содержащихся в альбомах. Но теперь их можно будет изменять с учетом потребностей экономического субъекта. Естественно, все обязательные реквизиты, перечисленные в законе, должны сохраняться. Кстати, формы первичных учетных документов должен утвердить руководитель компании по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета.
Такое новшество можно оценить лишь положительно. Формы документов, содержащиеся в альбомах, были разработаны еще в советское время, и большинство из них давно устарело.
Учетные регистры
Как известно, информация об объектах бухгалтерского учета, содержащаяся в первичных учетных документах, должна своевременно фиксироваться в регистрах бухгалтерского учета. Таким образом, учетные регистры служат для накопления данной информации.
В ч. 4 ст. 10 нового закона перечислены обязательные реквизиты регистров бухучета. К ним относятся:
- наименование регистра (например, ведомость учета материалов в пути);
- наименование экономического субъекта, составившего регистр (например, ООО «Актив», ЗАО «Пассив»);
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр (например, 1 января – 31 декабря 2012 г.);
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета (так, учет материалов ведется в хронологическом порядке с делением их на виды: топливо, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности и т.д.);
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения (например, в тысячах рублей);
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра (например, главный бухгалтер или бухгалтер по учету материальных ценностей);
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Как и в случае с первичными документами, в комментируемой статье не оговорено, должны ли эти подписи быть собственноручными или допускается использование факсимиле. Из буквального же прочтения данной нормы можно сделать вывод, что использование факсимиле допустимо.
В старом законе перечня обязательных реквизитов регистров бухгалтерского учета не было. Дело в том, что регистры велись по типовым формам (см. письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»). Теперь же формы регистров, так же как и формы первичных учетных документов, должен утвердить руководитель компании по представлению лица, на которое возложено ведение учета.
Напомним, что в п. 1 ст. 10 старого закона содержалось указание на то, что регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках. На практике компании пользовались письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59, которым направлены...