Top.Mail.Ru

Чего ждать от нового закона о бухучете?

С 1 января 2013 г. в России будет действовать новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он привнесет много изменений в работу как компаний в целом, так и их бухгалтерий. Рассмотрим, какие экономические субъекты и чему смогут порадоваться, а кому не избежать дополнительных хлопот.

Новый закон «О бухгалтерском учете» – уже реальность. Его обсуждали несколько лет и в последнее время с нетерпением ждали его принятия. Кто-то наделся, что многое станет проще и понятнее, другие рассчитывали, что ничего не изменится и они продолжат работать по старинке, иные опасались, что положения нового закона добавят проблем. Разберемся, что же на самом деле изменится в работе компаний после вступления в силу нового закона.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – новый закон) будет действовать с 1 января 2013 г. Предыдущий документ от 21.11.1996 № 129-ФЗ с аналогичным названием (далее – старый закон) с этой даты утратит силу. Однако в ночь с 31 декабря 2012 года на 1 января 2013 года ничего сверхъестественного не произойдет. В новом законе сказано, что все те нормативные акты, которые регулируют бухучет сейчас, будут продолжать действовать до тех пор, пока Минфин России (или Центральный банк – для кредитных организаций) не утвердит ничего нового. Революции, которую многие ожидали, не произойдет. Законодательство в сфере бух­учета будет меняться постепенно. Точно так же, как оно менялось на протяжении последних 14 лет (напомним, Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283).

Но это вовсе не означает, что новый закон мало чем отличается от старого. Изменений более чем достаточно. С них и начнем.

«Первичка»

Многих наверняка обрадует тот факт, что использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированной первичной учетной документации, будет не обязательно. Если в старом законе была норма о том, что первичный документ принимают к учету, если он составлен по форме, содержащейся в альбоме, то в соответствии с новым законом «первичка» может быть составлена в свободной форме. Разумеется, при этом она должна содержать все обязательные реквизиты.

Они перечислены в ч. 2 ст. 9 нового закона:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи перечисленных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вместе с тем новый закон не запрещает и использование первичных учетных документов, содержащихся в альбомах. Но теперь их можно будет изменять с учетом потребностей экономического субъекта. Естественно, все обязательные реквизиты, перечисленные в законе, должны сохраняться. Кстати, формы первичных учетных документов должен утвердить руководитель компании по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета.

Такое новшество можно оценить лишь положительно. Формы документов, содержащиеся в альбомах, были разработаны еще в советское время, и большинство из них давно устарело.

Учетные регистры

Как известно, информация об объектах бухгалтерского учета, содержащаяся в первичных учетных документах, должна своевременно фиксироваться в регистрах бухгалтерского учета. Таким образом, учетные регистры служат для накопления данной информации.

В ч. 4 ст. 10 нового закона перечислены обязательные реквизиты регистров бухучета. К ним относятся:

  • наименование регистра (например, ведомость учета материалов в пути);
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр (например, ООО «Актив», ЗАО «Пассив»);
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр (например, 1 января – 31 декабря 2012 г.);
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета (так, учет материалов ведется в хронологическом порядке с делением их на виды: топливо, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности и т.д.);
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения (например, в тысячах рублей);
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра (например, главный бухгалтер или бухгалтер по учету материальных ценностей);
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Как и в случае с первичными документами, в комментируемой статье не оговорено, должны ли эти подписи быть собственноручными или допускается использование факсимиле. Из буквального же прочтения данной нормы можно сделать вывод, что использование факсимиле допустимо.

К сведению

В старом законе перечня обязательных реквизитов регистров бухгалтерского учета не было. Дело в том, что регистры велись по типовым формам (см. письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»). Теперь же формы регистров, так же как и формы первичных учетных документов, должен утвердить руководитель компании по представлению лица, на которое возложено ведение учета.

Напомним, что в п. 1 ст. 10 старого закона содержалось указание на то, что регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках. На практике компании пользовались письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59, которым направлены...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

С Днем Защитника Отечества!

День Защитника Отечества – ​праздник в первую очередь военный, хотя в последнее время мы относимся к нему, скорее, как к 8 Марта для мужчин. Но сегодня все возвращаются к истокам и все чаще поздравляют мужчин-коллег именно по-армейски. К тому же, каждая организация – ​это маленькая армия, где есть свои разведчики (отдел маркетинга), служба тыла (АХО), свой автобат (транспортно-логистическая служба), своя пехота (специалисты по работе с клиентами) и даже целый генерал-бухгалтер!

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.