Top.Mail.Ru

Кредит без проблем: правовая оценка условий договора

Почти каждый человек хотя бы раз в жизни брал кредит. При этом далеко не все внимательно читали текст договора. Да и зачем? Частенько банки оформляют договоры на стандартных бланках очень мелким шрифтом, формулировки слишком сложны для человека, не имеющего специальной юридической подготовки, а многим потребителям кажется, что ради него менять в стандартной форме ничего не будут. Данная статья поможет разобраться в основных стандартных условиях кредитных договоров и понять, какие из них законны, а какие можно оспорить.

Розничное кредитование имеет свою специфику. Права граждан-заемщиков как слабой стороны сделки хорошо защищены. Законодатель вполне обоснованно посчитал, что коммерсанты сами не промах и так просто себя в обиду не дадут. А простого гражданина банкиры в два счета вокруг пальца обведут. Однако, судя по информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146, сказать, что «пешеход» всегда прав, в данном случае все же нельзя.

Самым активным защитником граждан-заемщиков является Роспотребнадзор. Представители данного ведомства пристально следят за кредитными программами банков. Причем во время финансового кризиса борьба со злоупотреблениями банкиров только усилилась. В начале 2009 года Роспотребнадзор даже обнародовал спецдоклад с говорящим названием «Особенности национальной защиты прав потребителей в условиях финансового кризиса». Да и в судах защитники прав потребителей бывают частыми гостями. Они исходят из того, что кредитные организации системно злоупотребляют своим положением заведомо экономически более сильного участника потребительского рынка. Как правило, это выражается в одностороннем поднятии кредитных ставок, в непонятных запретах, устанавливаемых для клиентов, «скидывании» проблемных заемщиков коллекторским агентствам и т. д.

Кстати, банки порой могут перехитрить и сами себя. Ведь если благодаря их уловкам потребитель будет введен в заблуждение, например, о реальной стоимости кредита, то он не сможет и достоверно оценить свои возможности по возврату займа. В результате кредитная организация рискует получить неплатежеспособного должника.

Президиум ВАС в информационном письме от 13.09.2011 № 146 привел обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с нарушениями банками законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров (далее – Рекомендации ВАС). Выводы, сделанные судом, помогут разобраться, какие условия банки не вправе включать в кредитный договор, заключенный с физическим лицом, а с чем заемщикам придется смириться.

Штраф за отказ от кредита

Как правило, гражданин, который обращается в банк за кредитом, преследует определенные цели – деньги нужны на ремонт, покупку автомобиля, лечение и т.д. Однако, уже заключив кредитный договор, он может и передумать. Например, найдет необходимые средства у знакомых или же вовсе откажется от затеи, финансирование которой предполагалось за счет заемных средств. Согласно Рекомендациям ВАС установление в кредитном договоре штрафа за отказ заемщика от получения кредита противоречит законодательству о защите прав потребителей.

В рассматриваемом деле представители банка утверждали, что названное условие не нарушает прав потребителей, т.к. оно устанавливает ответственность заемщика за уклонение от принятия им надлежащего исполнения обязательства по выдаче кредита.

В свою очередь Роспотребнадзор пояснил, что Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) не предусмотрена возможность взыскания с потребителей неустойки за отказ от исполнения обязательств по договору. А стало быть, банк включил в договор с потребителем условие, ухудшающее его положение.

Судьи согласились с тем, что в данном случае кредитная организация допустила нарушение. Они указали, что законодательство исходит из того, что потребитель имеет право в течение некоторого (как правило, незначительного) периода времени с момента заключения договора с продавцом (исполнителем) отказаться от исполнения договора без каких-либо негативных для себя последствий (ст. 25 и 32 Закона о защите прав потребителей).

Несмотря на то, что применительно к банковскому кредитованию граждан специальное регулирование последствий отказа потребителя от получения кредита отсутствует, потребитель не может быть понужден ни к принятию суммы кредита, ни к уплате штрафа за отказ от его получения. Кроме того, ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что заемщик может отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до определенного договором срока его предоставления (п. 2 ст. 821 ГК).

Соответственно, введение иных последствий отказа от получения кредита в договоре с заемщиком-гражданином существенно нарушает его права как потребителя.

Отметим, что в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Для чего нужен бренд работодателя и как его развить в кризис

Период кризиса – это одно из лучших времен для решения задачи по развитию и продвижению бренда работодателя. Дело в том, что сама ситуация требует от ИП новых подходов к работе: нужны люди, обладающие ключевыми компетенциями и способные работать эффективно в сложных условиях, и не просто эффективно, а лучше, иначе, быстрее. Только это помогает удержаться на волнах бизнеса. Таких людей нужно привлекать, и зачастую не с открытого рынка, а путем переманивания от конкурентов. Собственных же сотрудников, которые гибки и обладают потенциалом, следует удерживать в компании. И не просто удерживать, а создавать условия для их стабильной работы. Вера сотрудников в свою компанию вдвойне важна в период, когда на рынке непростая ситуация. Посмотрим, что такое сильный бренд работодателя, зачем он нужен и как его построить.

Риски использования денежных переводов

В современном мире перевести деньги из одной точки земного шара в другую за несколько минут не составляет большого труда. Для этого достаточно воспользоваться одной из существующих систем денежных переводов. Но использование таких систем может таить в себе серьезные риски. Известны случаи, когда перевод получал совсем не тот человек, которому он предназначался. Выясним, что нужно учесть, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Как воруют в торговле: мошеннические схемы работников

Сотрудники ИП, работа которых непосредственно не связана с материальными ценностями, даже и не подозревают, какие возможности обогащения есть у тех, кто работает с товаром. И дело не только в том, что внутренние мошеннические схемы уменьшают уровень благосостояния бизнесмена, но и в том, что такие параллельные бизнес-процессы снижают эффективность, а иногда сводят на нет работу других подразделений – маркетинга, рекламы, финансов. Любой коммерсант должен знать, какие типовые схемы используются работниками торговли для своего личного обогащения.

Как преодолеть секретарский барьер?

Чаще всего для заключения каких-либо договоров с контрагентом предприниматель должен попасть на прием к руководителю компании, начальнику отдела закупок или к другому лицу, у которого есть соответствующие полномочия. «Отфильтровывает» посетителей и составляет график встреч, как правило, секретарь. ­Поговорим о том, как преодолеть эту преграду.

Покупки через Интернет: как сэкономить и избежать подвохов

Окончание статьи, начатой в прошлом номере журнала, о том, как не напороться на «подводные камни», покупая товары через Интернет. В этой части автор анализирует, как правильно принять покупку, как и какие товары, купленные через Интернет, можно вернуть, что делать, если товар не работает, и другие проблемы, связанные с покупками в интернет-магазинах.

Особенности национальных традиций китайских партнеров

Наверное, каждый из нас уже заметил, что с каждым годом китайцев, которые создают и развивают свой бизнес в нашей стране, становится все больше. Расскажем об их традициях и национальных интересах, чтобы, если в числе контрагентов бизнесмена будут китайские партнеры, ему было проще найти с ними общий язык и построить добрые партнерские отношения.

Как защититься от валютных рисков в договорных отношениях

В последнее время в связи с нестабильной экономической ситуацией курс валютной пары «доллар – евро» многократно повышался по отношению к российскому рублю, что создавало определенную панику на рынках. Как защитить себя от ­валютных рисков в договорных отношениях, расскажет наша статья.

Налоговые вычеты за обучение детей в спортивных школах, секциях и на курсах

Автор анализирует правовой статус кружков, детских и юношеских спортивных школ и курсов, рассматривает нюансы, которые позволяют получить социальный налоговый вычет, порядок получения вычета. В статье приводятся примеры и судебная практика.