Top.Mail.Ru

При фальсификации подписи руководителя факт наличия печати на документе не имеет правового значения

Арбитражный суд Красноярского края в августе 2015 года рассмотрел дело № А33-23878/2014, в котором одной из сторон в качестве доказательства было представлено письмо другой организации с подписью ее руководителя и печатью. Цена вопроса – 1,2 млн рублей! Экспертиза документа показала, что хотя печать организации была подлинной, подпись была подделана. Имеет ли такой документ юридическую силу?

Обстоятельства были таковы. В феврале 2014 года ООО «СИБСЕРВИС» перечислило ОАО «Птицефабрике «Заря» 1,2 млн руб. с указанием назначения платежа «оплата за товар по счету б\н от 03.02.2014». В том же месяце птицефабрика получила письмо ООО «СИБСЕРВИС» с просьбой считать эти денежные средства оплатой за ООО «ИнжМастер», с которым у птицефабрики в октябре 2013 года был заключен договор поставки товара.

Но ООО «СИБСЕРВИС», ссылаясь на то, что деньги были получены птицефабрикой без законных оснований, обратилось в арбитражный суд с требованием об их возврате.

Суду было представлено письмо, на котором имелась подпись руководителя ООО «СИБСЕРВИС» и печать. В соответствии с заключением эксперта Федерального бюджетного учреждения Красноярская лаборатория судебной экспертизы, в этом письме:

  • подпись от имени директора была выполнена не им самим, а другим лицом;
  • оттиск нанесен печатью ООО «СИБСЕРВИС».

Птицефабрика пояснила, что получила письмо от гражданки, которая была допрошена в качестве свидетеля. Она рассказала, что получила спорное письмо от другого лица.

Суд сделал вывод о том, что общество не выражало волю на погашение задолженности за ООО «ИнжМастер», т.к. в платежном поручении отсутствует указание на то, что денежные средства перечислены за него. А письмо является недействительной сделкой и не порождает правовых последствий, т.к.:

  • подписано неуполномоченным лицом. Подделка подписи руководителя общества является противоправным действием, и такие действия неустановленных лиц не могут служить основанием для возникновения прав и обязанностей у общества;
  • печать юридического лица не является обязательным реквизитом сделок, и закон не связывает никаких последствий с ее наличием или отсутствием на документах.

На этом основании Арбитражный суд Красноярского края сделал вывод о том, что денежные средства получены птицефабрикой безосновательно и без предоставления с ее стороны каких-либо товаров (работ, услуг) в счет полученной суммы. С птицефабрики в пользу ООО «СИБСЕРВИС» было взыскано 1,2 млн. руб. необоснованного обогащения, а также 25 тыс. руб. расходов по госпошлине.

Третий арбитражный апелляционный суд в октябре 2015 года отметил следующее:

  • для подтверждения волеизъявления лица необходимо в обязательном порядке наличие подписи на документе, а оттиск печати – это факультативный элемент (если законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не установлено иное). Да и сам по себе бланк письма не предполагает наличия печати в качестве обязательного реквизита. Поэтому факт наличия печати не имеет правового значения;
  • исполнение обязательства по оплате может быть возложено должником («ООО «ИнжМастер») на третье лицо (ООО «СИБСЕРВИС»), но в материалах дела отсутствуют доказательства этого;
  • птицефабрика, принимая исполнение обязательства от третьего лица, не являющегося стороной данного обязательства, должна была проявить разумность и осмотрительность, удостовериться в наличии оснований для этого, а именно запросить первичные документы, подтверждающие наличие отношений между ООО «СИБСЕРВИС» и ООО «ИнжМастер». Но такие документы суду продемонстрированы не были;
  • факт ошибочного перечисления денежных средств подтверждается еще и назначением платежа, где было указано «оплата за товар», а не «оплата за ООО “ИнжМастер”». Действуя добросовестно и разумно, птицефабрика должна была обратить на это внимание.

В данном случае имеющиеся в деле доказательства не подтверждают факта возложения исполнения обязательства на третье лицо, поэтому Третий арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Красноярского края. А в марте 2016 года так поступил и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Практика перехода на электронный медицинский документооборот в клинике

Директор по цифровой трансформации крупной медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?