Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ предоставляет гражданам право получать информацию о том, кто и как обрабатывает их персональные данные. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в апреле 2016 г. вынесла решение по делу № 33-11529, в котором гражданка пыталась привлечь АО «Тинькофф Банк» к ответственности за несвоевременное предоставление информации по ее запросу.
Все началось с заключения между гражданкой и банком кредитного договора в марте 2012 года. При этом гражданка согласилась со всеми условиями КБО (в т.ч. размещенными на сайте банка) и в подписанном заявлении-анкете дала согласие на обработку своих персональных данных (ПДн). Это согласие было выдано сроком на 15 лет и могло быть отозвано по письменному заявлению. В случае отзыва согласия обработка должна была быть прекращена банком и/или при условии расторжения договора и полного погашения задолженности по договору в срок не позднее 1 года с даты прекращения действия договора.
В апреле 2015 года гражданка направила в банк заявление о предоставлении информации, касающейся обработки ее ПДн, предоставленных в рамках договора о выпуске и обслуживании ее кредитной карты. По истечении 30 дней с момента получения запроса письменный ответ от банка получен не был.
Гражданка обратилась напрямую в суд. Сначала дело рассматривалось Хорошевским районным судом г. Москвы в сентябре 2015 г., потом Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда в апреле 2016 г. В результате выяснилось, что:
- ответ гражданке на ее запрос банк дал через 20 дней после принятия судом к производству искового заявления гражданки (т.е. просрочка налицо);
-
но в ее заявлении, направленном в банк, были указаны не все требуемые сведения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о персональных данных запрос субъекта ПДн должен содержать:
- номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта ПДн (или его представителя), сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
- сведения, подтверждающие участие субъекта ПДн в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки ПДн оператором;
- подпись субъекта ПДн (или его представителя).
А в заявлении гражданки не было сведений о документе, удостоверяющем ее личность.
Суд принял сторону банка, но одновременно мягко указал на то, что гражданка не полностью использовала все меры защиты – по мнению суда, ей нужно было обращаться с жалобой в Роскомнадзор.