Налог на прибыль Расходы на стоянку служебного транспорта включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы на парковку служебного транспорта уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
К сожалению, нам не удалось найти разъяснений уполномоченных органов и судебную практику по вопросу признания затрат на оплату парковки служебного транспорта в аэропорту на период командировки сотрудника соответствующими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
В такой ситуации, на наш взгляд, при решении вопроса о возможности признания расходами понесенных затрат как соответствующих п. 1 ст. 252 НК РФ следует руководствоваться правовой позицией КС РФ. Она заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно, на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, в том числе определять будущие доходы и расходы (смотрите, например, определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, от 04.06.2007 № 366-О-П, а также от 16.12.2008 № 1072-О-О).
Следует отметить, что в своих многочисленных разъяснениях уполномоченные органы при оценке обоснованности тех или иных расходов также ссылаются на указанные определения КС РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/4/95, от 05.07.2012 № 03-03-06/2/74, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/664, УФНС России по г. Москве от 25.04.2011 № 16-15/040310@).
В связи с этим считаем, что при решении вопроса об экономической обоснованности налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность (экономическую оправданность) расходов.
Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, являются ли затраты на парковку служебного транспорта в аэропорту в период командировки сотрудника экономически обоснованными. Если, по мнению организации, указанные расходы являются обоснованными, то она вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на парковку (при условии документального подтверждения).
При этом, на наш взгляд, подтверждать экономическую обоснованность затрат на стоянку в рассматриваемой ситуации могут следующие обстоятельства:
- для организации выгодно, что сотрудник добирается до аэропорта на служебном транспорте. Это может быть обусловлено в том числе удаленностью аэропорта; слишком поздним (ранним) временем отправления (прибытия) самолета, когда общественный транспорт уже (еще) не работает, а затраты на хранение автомобиля на стоянке аэропорта ниже стоимости услуг такси; высокой ценностью перевозимого в багаже груза; обеспечением сохранности конфиденциальных документов, находящихся у работника;
- хранение транспортного средства в период командировки на стоянке направлено на обеспечение его сохранности и связанно с тем, что в период командировки сотрудник не может сам обеспечивать указанную сохранность.