• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» октябрь 2014

Какие документы нужны для списания рекламной продукции? Можно ли продукцию списать единовременно в расходы (без НДС), а НДС не принимать к вычету?

  • 0 комментариев
  • 4829 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
  • Завьялов Кирилл | аудитор, член МоАП, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ООО приобрело сувенирную продукцию с логотипом организации, которая будет бесплатно передаваться клиентам. Стоимость единицы больше 100 руб. и включает НДС. Какие документы нужны для списания рекламной продукции? Можно ли продукцию списать единовременно в расходы (без НДС), а НДС не принимать к вычету?

В рассматриваемом случае раздача продукции не носит характер рекламной. Передача продукции клиентам приводит к возникновению объекта обложения НДС. Расходы на приобретение продукции не ­учитываются в целях налогообложения прибыли.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Закон № 38-ФЗ не раскрывает понятия «неопределенный круг лиц». В то же время в письме ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъясняется, что согласно нормам ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, информация о товаре (продукции) будет считаться рекламной, если она адресована неопределенному кругу лиц. В свою очередь предназначенность информации именно неопределенному кругу лиц устанавливается по следующим признакам:

  • отсутствие в рекламной информации указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена;
  • распространение этой информации среди неопределенного круга лиц.

В рассматриваемом случае продукция будет передаваться исключительно клиентам организации, т.е. определенному кругу лиц. В этой связи ­полагаем, что передача данной продукции не носит рекламного характера.

НДС

Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусматривает, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Поскольку при безвозмездной передаче клиентам продукции с логотипом организации происходит переход права собственности на нее, в анализируемом случае у организации возникает объект налогообложения по НДС, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ (см. письмо ­Минфина России от 22.08.2008 № 03-07-11/279).

Согласно подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Так как стоимость продукции превышает 100 руб., а ее передача не носит рекламного характера, организация не сможет воспользоваться ­правом на освобождение, предоставленным подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, безвозмездная передача указанной в запросе продукции в рассматриваемом случае подлежит обложению НДС. Аналогичная позиция нашла отражение в письмах Минфина России от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123, УФНС РФ по г. Москве от 29.04.2009 № 16-15/042432.

При реализации товаров на безвозмездной основе база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ признаются рыночными цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок.

В свою очередь «входной» НДС, предъявленный организации при приобретении продукции, принимается к вычету в общеустановленном порядке при выполнении условий, перечисленных в ст. 171, 172 НК РФ. Схожее ­мнение изложено в письме Минфина России от 10.04.2006 № 03-04-11/64.

Налог на прибыль

Пункт 1 ст. 252 НК РФ указывает, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Глава 25 НК РФ разграничивает расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) и безвозмездную передачу товаров (п. 16 ст. 270 НК РФ). Подобный подход прослеживается, например, в письме УФНС по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 № Ф04-2062/2008(2718-А45-26), где и работники налогового органа, и судьи исходили из того, что если передача сувенирной продукции не отвечает признакам рекламы, в таком случае подлежит ­применению п. 16 ст. 270 НК РФ.

Следовательно, можно прийти к выводу, что если бесплатное распространение вашей организацией продукции с логотипом не осуществляется в рекламных целях, то расходы, связанные с приобретением такой продукции, не учитываются в целях налогообложения прибыли на ­основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Как было указано, распространение продукции с логотипом среди заранее определенного круга лиц не носит характер рекламы. Поэтому мы считаем, что в анализируемой ситуации расходы на приобретение указанной сувенирной продукции не признаются при исчислении ­налоговой базы по налогу на прибыль.

В то же время, если продукция с логотипом будет вручаться представителям покупателей во время официального приема, участия в переговорах и т.п. в целях поддержания взаимного сотрудничества, то стоимость такой продукции, по мнению работников налоговых органов, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль можно учесть в качестве представительских расходов по подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в пределах норматива, установленного п. 2 ст. 264 НК РФ (письма МНС России от 16.08.2004 № ­02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2).

Однако в письме Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 была высказана точка зрения, согласно которой расходы на приобретение сувениров п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.