Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению спецоценки условий труда. Она заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой была возложена на работодателей ранее.
Частью 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Частью 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено, что спецоценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г. Однако данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, то есть учитывая, что такая «отсрочка» необходимости проведения спецоценки связана именно с правом работодателей пользоваться результатами аттестации в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ применению не подлежит (апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 № 33-823, решение Останкинского районного суда г. Москвы от 26.02.2014 № 2-1172/2014).
Так как в рассматриваемой ситуации аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проведена, обязанность по проведению спецоценки условий труда возникла у работодателя с момента вступления в силу Закона № 426-ФЗ, т.е. с 1 января 2014 г. Непроведение спецоценки длительное время необходимо рассматривать в качестве нарушения требований ст. 212 ТК РФ (решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 28.04.2014 по делу № 2-415/2014, решение Ленинского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 24.03.2014 № 2-846/2014).
Таким образом, если до 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем проведена не была, то работодателю нужно провести спецоценку как можно скорее. Добавим, что с 1 января 2015 г. установлена административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.