Top.Mail.Ru

В инструкции по делопроизводству отражать ЭЦП главбуха?

Вопрос
Обязательно ли в инструкции по делопроизводству отражать ЭЦП, применяемые в документообороте финансистов и бухгалтерии? Мнения наших специалистов разделились: одни считают, что этого делать не следует, а другие настаивают.
Отвечает

Работа с документами, которая осуществляется в процессе реализации функций финансового планирования и отчетности, а также бухгалтерского учета, всегда относилась к специальным видам делопроизводства. И этот документооборот регламентируется соответствующими специальными графиками документооборота, в которых фиксируются виды отчетности, форма представления (бумажная / электронная), сроки и даты ее представления в контролирующие и регулирующие органы, а также в вышестоящие организации. Графики документооборота главный бухгалтер и финансовый директор утверждают на календарный год на основании требований нормативных правовых актов.

За последние более чем 10 лет сложилась практика, при которой бухгалтерия и финансовое подразделение организации используют квалифицированную электронную подпись в основном для внешних коммуникаций и в так называемом «внешнем» документообороте. Он, как правило, регламентируется отдельно соответствующим контролером или регулятором (например, налоговой службой) и может осуществляться по защищенным каналам связи или в «доверенной» среде на основании соглашений об обмене соответствующими электронными сообщениями. А внутри организации сотрудники данных подразделений (как и все другие) должны использовать как минимум простую электронную подпись, поддерживаемую и визуализируемую существующей системой электронного документооборота – именно это правило как общий принцип работы с документами может быть отражено в инструкции по ­делопроизводству организации.

В целом же, если служба делопроизводства заново разрабатывает или актуализирует действующую инструкцию по делопроизводству, то рекомендуем руководствоваться положениями, закрепленными в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76, далее – Методические рекомендации). В пункте 3.1 третьего раздела Методических рекомендаций содержится положение о том, что «требования Инструкции по делопроизводству к работе с бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией распространяются лишь в части общих принципов работы с ­документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение».

Таким образом, включать в инструкцию по делопроизводству конкретные пункты об электронных подписях, которые применяются в ­бухгалтерском и финансовом документообороте, необязательно.

Все вопросы применения электронных подписей во внешних коммуникациях, осуществляемых в т.ч. и на основании соглашений об обмене электронными сообщениями или документами, виды и типы электронных подписей, их статус, права делегирования (т.к. электронная подпись закрепляется за должностью) и т.п. рекомендуем регламентировать в специальных локальных нормативных документах организации. «Лучшие практики» показывают, что в данной ситуации широко применяются документы с наименованиями типа «Регламент взаимодействия в процессе...», «Регламент обмена...», «Регламент приема-передачи...» и т.п. В них технология обмена электронными сообщениями и документами всегда рассматривается очень подробно и пооперационно, с учетом применяемых в конкретных ситуациях видов и типов электронной подписи. Очевидно, такая практика будет сохраняться до полного и фактического вступления в силу уже принятых изменений Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и создания государственного регистра электронных подписей в статусе базового государственного информационного ресурса, что необходимо для перехода на реальный электронный документоооборот.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?