По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: решение о передаче доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью единственному акционеру принимается ликвидационной комиссией и оформляется письменно (протоколом). Решение (протокол заседания) ликвидационной комиссии является документом, подтверждающим основание передачи доли в уставном капитале единственному акционеру ликвидируемого акционерного общества. Подписывать акт приема-передачи доли в уставном капитале в связи с этим не требуется.
В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), должно быть представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р14001), подписанное генеральным директором акционерного общества, к которому переходит доля в уставном капитале, или представителем этого общества, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению прилагается протокол заседания ликвидационной комиссии, содержащий решение о передаче доли единственному акционеру.
Конкретного срока представления таких документов в регистрирующий орган применительно к рассматриваемой ситуации закон не устанавливает.
Обоснование позиции
Согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.
В силу п. 7 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 23 Закона об АО оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого акционерного общества (далее также – ликвидируемое АО) распределяется ликвидационной комиссией между акционерами согласно очередности, установленной ст. 23 Закона об АО.
При этом порядок такого распределения не устанавливает ни ГК РФ, ни Закон об АО.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее. Из ст. 23 Закона об АО следует, что распределение между акционерами имущества ликвидируемого АО, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, производится на основании решения ликвидационной комиссии (или ликвидатора) такого общества. По смыслу п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО ликвидационная комиссия является коллегиальным органом общества, формируемым на период проведения ликвидации. Порядок принятия и оформления решений, принимаемых ликвидационной комиссией по вопросам своей компетенции, законом не урегулирован и может быть предусмотрен уставом общества (п. 1 ст. 53 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона об АО). Полагаем, что, хотя ликвидационная комиссия не является гражданско-правовым сообществом, порядок принятия решений которым урегулирован главой 9.1 ГК РФ, нормы этой главы могут быть применены к решениям, которые принимаются ликвидационной комиссией, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Таким образом, принимаемые ликвидационной комиссией решения должны оформляться протоколом в письменной форме (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ). Это относится и к решению о распределении имущества ликвидируемого АО между акционерами.
Отсюда следует, что после утверждения единственным акционером ликвидационного баланса акционерного общества ликвидационная комиссия принимает решение о передаче оставшегося после расчетов с кредиторами имущества единственному акционеру, оформляемое письменно (протоколом).
При этом, поскольку доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью представляет собой не вещь, а способ закрепления определенного объема имущественных и неимущественных прав владельца доли в отношении общества (постановление Президиума ВАС РФ от 10.06.2014 № 1999/14), полагаем, что в связи с приобретением этой доли единственным акционером ликвидируемого АО составлять акт приема-передачи не требуется. Основанием для приобретения доли в этом случае будет решение ликвидационной комиссии, оформленное протоколом. Законом не предусмотрено наличие в уставе общества с ограниченной ответственностью (далее также – общество, ООО) сведений об участниках такого общества (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО). Поэтому для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе, связанных с составом его участников, в регистрирующий орган представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице (форма № Р14001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее – Приказ № ММВ-7-6/25@). Об этом сказано в п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
При этом заявителем выступает руководитель (генеральный директор) акционерного общества, являющегося единственным акционером ликвидируемого АО. Кроме того, заявителем вправе быть иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени такого акционерного общества, а также физическое лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности (в этом случае доверенность или ее копия, верность которой свидетельствуется в нотариальном порядке, прилагается к документам, представляемым в регистрирующий орган (п. 1.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н)).
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, п. 16 ст. 21 Закона об ООО одновременно с заявлением по форме № Р14001 в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий основание передачи доли или части доли в уставном капитале общества, принадлежавших ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Вид этого документа закон не конкретизирует. Полагаем, что в настоящей ситуации документом, который подтверждает основание перехода доли ликвидированного АО к его единственному акционеру, является письменное решение (протокол заседания) ликвидационной комиссии, в котором указывается, что принадлежащая ликвидируемому АО доля в уставном капитале общества передается единственному акционеру этого АО. Этот протокол (или его копия) должен быть представлен в регистрирующий орган (см. также ответ на вопрос «Какие документы необходимо представить в регистрирующий орган в случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества?» в разделе «Государственная регистрация и учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» письма УФНС России по Иркутской области от 30.11.2009 № 16-25/024030@ «Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы»).
Отметим, что в рассматриваемом случае в заявлении по форме № Р14001, помимо титульного листа и листа Р, содержащего сведения о заявителе, необходимо заполнить лист В «Сведения об участнике – российском юридическом лице». Этот лист заполняется как в отношении ликвидируемого АО (при этом в разделе 1 «Причина внесения сведений» проставляется значение 2 (внесение сведений о прекращении участия), так и в отношении юридического лица – единственного акционера этого АО, которое приобретает долю в уставном капитале общества в размере 0,01% уставного капитала (при этом в разделе 1 листа В проставляется значение 3 (внесение изменений в сведения об участнике), поскольку акционерное общество, приобретающее эту долю, уже является участником данного ООО) (см. Требования к оформлению Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р14001) (приложение № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@)).
Если заявитель не представляет документы для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ лично и не направляет их в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, подлинность подписи заявителя в заявлении по форме № Р14001 свидетельствуется в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Согласно п. 16 ст. 21 Закона об ООО в течение трех дней с момента получения согласия участников общества, предусмотренного п. 8 и 9 той же статьи, общество и регистрирующий орган должны быть извещены о переходе доли или части доли в уставном капитале общества путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. В случае перехода доли ликвидированного юридического лица – участника общества к участнику такого юридического лица это заявление подписывает участник, к которому переходит доля.
Как видим, эта норма связывает необходимость представить заявление для внесения изменений в ЕГРЮЛ в течение трех дней только с получением согласия от остальных участников общества на переход доли в уставном капитале. Однако такое согласие в отношении перехода доли ликвидированного юридического лица – участника общества к его участнику дается только в случае, когда это предусмотрено уставом общества (п. 8 ст. 21 Закона об ООО). Кроме того, по смыслу п. 8 ст. 21 Закона об ООО «остальными участниками», которые принимают решение о таком согласии, являются все участники общества, кроме ликвидируемого. В рассматриваемом случае эта норма не применима, так как, помимо ликвидируемого АО, в обществе остается только один участник, а именно акционерное общество, которое приобретает долю этого ликвидируемого АО и становится единственным участником ООО. Других сроков представления в регистрирующий орган заявления по форме № Р14001 и документа – основания перехода доли, принадлежащей ликвидированному юридическому лицу – участнику общества, закон не устанавливает.
Таким образом, применительно к настоящей ситуации определенного срока, в течение которого документы должны быть представлены в регистрирующий орган, законом не предусмотрено.
Отметим, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по заданным вопросам организация вправе обратиться в ФНС России (подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506)).