Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Склад, находящийся на территории города Москвы и используемый исключительно для приема, хранения и отгрузки товара (в частности, по договорам поставки), который не оснащен оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, объектом осуществления торговли в целях главы 33 НК РФ не является. Использование рассматриваемого склада не приводит к обязанности индивидуального предпринимателя по исчислению и уплате торгового сбора.
Поле 3.1 уведомления по форме ТС-1 заполняется в случае, если торговый сбор исчисляется в расчете на объект осуществления торговли. Поле 3.2 данного уведомления заполняется в случае, если торговый сбор исчисляется в расчете на площадь объекта осуществления торговли.
Обоснование вывода:
Объект обложения торговым сбором
Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее - Закон № 382-ФЗ) раздел X «Местные налоги и сборы» НК РФ дополнен главой 33 «Торговый сбор», вступившей в силу с 01.01.2015. В соответствии с главой 33 НК РФ торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 Закона № 382-ФЗ).
На территории города Москвы сбор установлен и введен в действие с 01.07.2015 Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее - Закон № 62).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).
Сразу отметим, что согласно п. 7 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
- по месту жительства индивидуального предпринимателя – в иных случаях (п. 1.1 письма ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@).
Например, если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе по месту жительства в Московской области и одновременно осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор, то указанный индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый орган по месту нахождения этого недвижимого имущества уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. В случае если указанный индивидуальный предприниматель будет осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора данный индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый орган по месту жительства, то есть в Московскую область (письмо ФНС России от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@).
Согласно п. 1 ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. При этом под объектом осуществления торговли понимаются не любые «здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка», а только те, «с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор» (п. 4 ст. 413 НК РФ).
Вид деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, – торговая деятельность. При этом в целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся виды торговли, перечисленные в п. 2 ст. 413 НК РФ:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Таким образом, плательщиками сбора признаются индивидуальные предприниматели при одновременном выполнении следующих условий:
- они осуществляют виды торговли, отнесенные к торговой деятельности п. 2 ст. 413 НК РФ;
- такая торговая деятельность осуществляется ими на объектах осуществления торговли, перечисленных в п. 4 ст. 413 НК РФ;
- объект осуществления торговли расположен на территории муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), нормативными правовыми актами которых установлен сбор в отношении этой торговой деятельности;
- в отношении таких индивидуальных предпринимателей не применяются льготы, установленные п. 2 ст. 411 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Обращаем внимание, что для целей главы 33 НК РФ под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
Отметим, что понятия «купля-продажа» налоговое законодательство отдельно не раскрывает, поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, в соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ «по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». При этом договоры поставки, розничной купли-продажи являются разновидностью договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 ГК РФ.
Таким образом, в общем случае индивидуальный предприниматель, осуществляющий, в частности, торговлю по договорам поставки, является плательщиком сбора только в том случае, если такая торговля осуществляется:
- через объекты стационарной торговой сети, имеющей или не имеющей торговые залы;
- через объекты нестационарной торговой сети;
- а также путем отпуска товаров со склада (сразу отметим, что указанный вид деятельности на территории города Москвы сбором не облагается, о чем указано ниже).
Обращаем внимание, что определений видов торговой сети и товарного склада, указанных в подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ, глава 33 НК РФ не содержит. В то же время такие определения даны в постановлении Правительства Москвы № 401-ПП от 30.06.2015 «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве» (далее - Постановление № 401-ПП).
При этом, учитывая, что Постановление № 401-ПП устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, можно предположить, что именно в соответствии с указанными в данном Постановлении определениями и будет формироваться перечень объектов ведения торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (подп. 1.1, 3.1 Постановления № 401-ПП).
Так, принимая во внимание определения, содержащиеся в подп. 1.5, 1.6 Постановления № 401-ПП, можно сделать вывод, что общим основанием для отнесения тех или иных объектов торговли к объектам стационарной торговой сети, как имеющим, так и не имеющим торговые залы, является оснащение данных объектов оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов. При этом отметим, что площадь помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, к площади торгового зала не относится (п. 6.1 Постановления № 401-ПП).
К объектам нестационарной торговой сети относятся объекты, указанные в п. 1.7 Постановления № 401-ПП. В том числе:
- нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП;
- объекты развозной розничной торговли;
- объекты разносной розничной торговли.
Кроме того, отметим, что согласно п. 1.9 Постановления № 401-ПП к складам относятся здания (строения, сооружения) или их части, предназначенные для хранения товара, не предусматривающие доступ к ним покупателей и не имеющие оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями.
В то же время в ст. 2 Закона № 62, устанавливающей ставки сбора для определенных видов торговой деятельности, такой вид деятельности, как «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада», не упомянут. В связи с этим указанный вид деятельности на территории города Москвы сбором не облагается (смотрите письмо Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15) (с текстом письма можно ознакомиться на официальном сайте Департамента финансов города Москвы). Следует также отметить, что сбор сведений в отношении торговли, осуществляемой путем отпуска товара со склада, не осуществляется (п. 1.4 Постановления № 401-ПП).
Учитывая вышесказанное, полагаем, что склад, находящийся на территории города Москвы и используемый исключительно для приема, хранения и отгрузки товара (в частности, по договорам поставки), который не оснащен оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, объектом осуществления торговли в целях главы 33 НК РФ не является.
Поэтому в рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность по постановке на учет в качестве плательщика сбора в порядке ст. 416 НК РФ и, соответственно, по исчислению и уплате сбора.
Обращаем внимание, что высказанная нами в данной консультации позиция является нашим экспертным мнением.
В то же время в связи с отсутствием однозначно выраженной позиции официальных органов по рассматриваемой ситуации рекомендуем воспользоваться правом, предоставленным п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ, п. 1, подп. 6.34 п. 6 Положения о Департаменте финансов г. Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП), и обратиться в Департамент финансов г. Москвы или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).
При этом обращаем внимание, что Минфин России в письме от 29.04.2015 № 03-11-06/24876, со ссылкой на ст. 418 НК РФ и ст. 4 Закона № 62, рекомендовал для получения информации по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором обращаться в орган исполнительной власти города Москвы, выполняющий функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Заполнение уведомления
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ст. 413 НК РФ, на территории города Москвы, в отношении которых Законом № 62 установлен торговый сбор, обязаны в соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ представить в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором уведомление по форме ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор» (приложение № 1 к письму ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@, далее ? письмо № ГД-4-3/10036@) (далее - Уведомление).
При этом ФНС России в письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@ отметила, что заполнить Уведомление плательщики торгового сбора могут с помощью программного средства «Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.41.4 и выше) (размещено на сайте http://www.№alog.ru в разделе программные средства).
Порядок заполнения Уведомления определен в приложении № 4 к письму № ГД-4-3/10036@ (далее - Приложение № 4).
Так, согласно п. 29 Приложения № 4 сумма торгового сбора для каждого объекта обложения торговым сбором указывается в поле 3.3 «Исчисленная сумма сбора за квартал (в рублях)» Уведомления как произведение ставки торгового сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
Согласно п. 1 ст. 415 НК РФ ставки сбора устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.
Таким образом, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. метр торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли (письмо Минфина России от 28.04.2015 № 03-11-06/24456).
Следовательно, соответствующий показатель заполняется либо в поле 3.2 «Ставка сбора, установленная в кв. м (в рублях)» Уведомления – указывается ставка торгового сбора, установленная нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на площадь объекта осуществления торговли (п. 28 Приложения № 4), либо в поле 3.1 «Ставка сбора на объект осуществления торговли (в рублях)» Уведомления – указывается ставка торгового сбора, установленная нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли (п. 27 Приложения № 4).
При этом напомним, что информирование плательщика сбора о порядке исчисления и уплаты данного сбора является обязанностью налоговых органов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).