Единая упрощенная декларация может быть представлена в налоговый орган в бумажном виде в том случае, если среднесписочная численность работников налогоплательщика не превышает 100 человек. При несоблюдении указанного критерия единая упрощенная декларация должна представляться в электронной форме.
Согласно подп. 3 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Поэтому налогоплательщик должен представлять в налоговый орган декларации по всем налогам, плательщиком которых он является, несмотря на отсутствие у него объектов налогообложения в данном отчетном (налоговом) периоде. Смотрите также п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, в котором указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина России от 03.02.2015 № 03-02-07/1/4179.
Вместе с тем лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вместо деклараций, которые он обязан представлять в рамках применения общей системы налогообложения, в том числе деклараций по НДС, вправе подать в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию. Обращаем внимание, как следует из нормы, налогоплательщик не имеет права на представление единой упрощенной декларации в случае, если на его расчетном счете или в кассе (понятие кассы следует отличать от понятия контрольно-кассовой машины) происходило движение денежных средств (например, с расчетного счета списаны денежные средства за оплату услуг банка по ведению расчетного счета), смотрите дополнительно письма Минфина России от 24.12.2009 № 03-02-07/1-561, от 05.07.2012 № 03-07-15/69, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 № Ф04-2622/12 по делу № А45-16695/2011.
На основании абз. 3–4 п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в электронной форме, поименован в п. 3 ст. 80 НК РФ, к ним относятся:
- Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.
- Вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек.
- Иные налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена ч. 2 НК РФ применительно к конкретному налогу, а именно:
а) налогоплательщики НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ), в том числе:
- налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК РФ), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
- налогоплательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
б) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
в) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС (или освобожденные от обязанностей налогоплательщика), выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Таким образом, единая упрощенная декларация может быть представлена в налоговый орган в бумажном виде, в том случае, если среднесписочная численность работников налогоплательщика не превышает 100 человек. При несоблюдении указанного критерия единая упрощенная декларация должна предоставляться в электронной форме. Смотрите дополнительно подп. 3 п. 1.1 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@, п. 5 письма ФНС от 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594, письма ФНС от 19.12.2014 № ГД-4-3/26323@, от 04.04.2014 № ГД-4-3/6132@, письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-02-08/116.