Вопрос очень правильный, поскольку каждый человек должен самостоятельно заботиться об обеспечении своих будущих пенсионных прав, а в настоящее время трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Но наш ответ будет носить предположительный характер: в вопросе не упоминаются периоды работы у разных работодателей, поэтому будем считать, что трудовая книжка была утеряна в 2000-2010-е годы.
Поскольку последний работодатель признал потерю трудовой книжки, то именно он берет на себя ответственность за сбор подтверждающих документов. А если трудовая книжка утеряна или пришла в негодность по вине работника, то работодатель обязан оказать ему содействие в поиске и сборе документов (п. 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек; утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69; далее – Инструкция № 69).
Работодатель уже выдал дубликат трудовой книжки, значит работник, который должен был для этого написать заявление о выдаче дубликата, понимает, что работодатель имеет право вносить записи в дубликат об общем или непрерывном стаже только на основании документов, которые оформлены и удостоверены правильно. С предыдущих мест работы должны были быть получены справки по личному составу или заверенные копии приказов о приеме и увольнении, или копии трудовых договоров, если работник в качестве документов-доказательств в данном случае не смог представить свои экземпляры ранее заключенных трудовых договоров, в том числе и с индивидуальным предпринимателем – физическим лицом. В крайнем случае, могли быть представлены заверенные выписки из зарплатных ведомостей или лицевых счетов работника, которые велись на предыдущих местах работы.
Если предпоследнего работодателя уже не существует, но отношения с ним были оформлены официально и по Трудовому кодексу РФ (как часто привлекательно поясняют работодатели в объявлениях о приеме на работу), то работодатель должен был уплачивать страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. С 01.01.2002 сведения о страховых взносах поступают в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР), который фактически с 2003 г. ведет полноценную базу данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (работников), которых работодатели обязаны регистрировать в ней.
В настоящее время работник самостоятельно может обратиться в территориальное отделение ПФР в зависимости от адреса местонахождения предпоследнего работодателя или своего места жительства и запросить выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5; утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 в ред. от 20.01.2015). В форме СЗИ-5 предусматривается отражение сведений о периодах трудовой деятельности и заработке застрахованного лица (работника), включая наименование организации, вид деятельности, профессию или должность, начало и конец периода деятельности в данной организации (аналогичные сведения должны быть и о работодателе – индивидуальном предпринимателе). Эта выписка может быть представлена действующему работодателю как основание для внесения соответствующей записи в дубликат трудовой книжки в соответствии с Инструкцией № 69, поскольку ни данная инструкция, ни Трудовой кодекс РФ не определяют конкретные виды подтверждающих документов.