Top.Mail.Ru
Вопрос
Как определить срок хранения документов по личному составу в связи с последними мартовскими изменениями в законе об архивном деле?
Отвечает

Федеральным законом от 02.03.2016 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”» с 13.03.2016 изменены сроки хранения документов по личному составу.

Из действующей статьи 22 «Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение», в пункте 4 которой устанавливается 75-летний срок хранения документов в организациях-авторах до их поступления в государственные и муниципальные архивы, исключены слова «документов по личному составу». Взамен введена новая статья с номером 22.1, устанавливающая новый критерий – 2003 год как условную границу при определении сроков хранения документов по личному составу. Очевидно, граница свидетельствует о том, что с этого года гарантируется достоверность, полнота и сохранность данных персонифицированного учета, которые обеспечивает в своих информационных ресурсах Пенсионный фонд РФ.

Если документы по личному составу созданы до 2003 года (т.е. крайняя дата дела должна соответствовать 2002 году или ранее), то они подлежат хранению:

  • в течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности после истечения указанного срока хранения (т.е. для части дел срок хранения в этот момент может быть увеличен вплоть до постоянного) в государственных органах и органах местного самоуправления, если они являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов (подпункт 1 пункта 1 статьи 22.1 закона об архивном деле; а в современной практике такой же срок сейчас устанавливается для хранения документов на предприятиях с долями государственной или муниципальной собственности в уставном капитале);
  • не менее 75 лет со дня создания – в иных организациях (подпункт 3 пункта 1 статьи 22.1 закона об архивном деле; это означает обязательность такого срока хранения для всех остальных коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы);
  • с даты поступления в архивное учреждение и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экпертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения – в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций (подпункт 2 пункта 1 статьи 22.1 закона об архивном деле).

Если документы по личному составу созданы начиная с 2003 года, то в этих же категориях организаций (пункт 2 статьи 22.1 закона об ­архивном деле) срок их хранения сокращается до 50 лет со дня ­создания.

Однако установлен срок хранения в течение 75 лет для документов по личному составу тех граждан, которые проходят государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой (прокуратура, таможенные органы, служба судебных приставов и т.п.; пункт 3 статьи 22.1 закона об архивном деле).

Обратите внимание: в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558 (далее – ПТУД) есть разные сроки хранения у документов по личному составу:

  • для наиболее ценных они составляют 75 лет, для некоторых даже ­постоянно;
  • для менее ценных они значительно меньше, например, 5 лет, 3 года, до замены новыми.

А новая статья 22.1 закона об архивном деле фактически поделила все документы по личному составу только на 2 группы1:

  • созданные начиная с 2003 года (им установила срок хранения 75 лет) и
  • созданные ранее (хранить 50 лет).

Других вариантов сроков хранения для документов по личному составу в законе просто нет! Закон имеет большую силу, чем подзаконные акты, в т.ч. ПТУД. В случае расхождений подзаконная нормативная база ­приводится в соответствие новому принятому закону.

Возникает вопрос: неужели теперь нельзя хранить часть кадровых документов постоянно или наоборот менее 50 / 75 лет (как это было раньше по ПТУД: 5 лет, 3 года и т.д.)?

Наше мнение следующее:

1. С внесением изменений в закон об архивном деле постоянные сроки хранения по ПТУД трансформировались в:

  • 75 лет ЭПК – для документов, созданных до 2003 года и
  • 50 лет ЭПК – для документов, созданных начиная с 2003 года.

Т.е. по истечении указанных лет проводится экспертиза ценности ­документов и часть из них может быть отобрана на постоянное хранение.

2. Только для кадровых документов, созданных начиная с 2003 года, срок хранения в 75 лет (как было раньше по ПТУД) законом обрезали до 50 лет ЭК.

3. А вот для кадровых документов с меньшим сроком хранения по ПТУД, чем в обновленном законе, не нужно повышать его до планки в 75 лет (по пунктам 1 и 3 статьи 22.1 закона) или 50 лет (по пункту 2 статьи 22.1). Например, приказ о краткосрочной командировке можно продолжать хранить всего 5 лет по статье 19 ПТУД. Иначе затраты на хранение кадровых документов существенно возрастут, а нововведения были призваны их сократить!

К этим рекомендациям вам стоит отнестись как к мнению опытного специалиста. Но далее всем нам нужно ждать разъяснений Росархива! А пока не будем подрывать сложившиеся основы архивного дела.

Еще обращаем ваше внимание на неудачные формулировки закона при установлении сроков: «в течение 75 лет», «не менее 50 лет», но «со дня создания». Неизвестно, как просмотрели архивисты эту формулировку в процессе согласования законопроекта. Со дня создания сроки хранения документов никогда не устанавливались ни в отечественной, ни в зарубежной архивной практике. Документы формируются в дела, поэтому необходимо учитывать понятие «крайние даты» документов дела, т.е. даты начала и окончания дела – это дата составления / регистрации / получения самого раннего и самого позднего документов, включенных в дело.

В теории и практике архивного дела давно сложилось и соблюдается проверенное профессиональное правило исчисления сроков хранения документов: с 1 января календарного года, следующего за годом исполнения документа / завершения дела в делопроизводстве / окончания личного дела2, которое определяется датой приказа об увольнении.

Это может привести, например, к следующим сложностям с личными делами сотрудников. Датой создания личного дела обычно является дата приказа о приеме на работу:

  • если она 2003 года и позже, то срок хранения дела теперь составляет 50 лет со следующего за годом увольнения;
  • если же она 2002 года и ранее – то 75 лет.

Получается, что для личных дел нужно отслеживать срок создания, а группируются они при сдаче в архив организации по описям по году увольнения сотрудников из этой организации. На практике это может вызвать определенные сложности, которые поможет решить автоматизация.

И в заключение еще раз подчеркнем: нормы законодательных актов всегда применяются, поэтому разъяснений и методических рекомендаций по установлению временных сроков хранения документов по ­личному составу следует в ближайшее время ожидать от Росархива.

Сноски 2

  1. Отдельно стоят лишь документы о госслужбе, не являющейся гражданской, упомянутые в п. 3 ст. 22.1. Вернуться назад
  2. П. 4.28 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 3

Елена
29.03.2019, 16:37

добрый день! Помогите пожалуйста с таким вопросом: где прописано (в каком документе), что запрещается изменение сроков хранения по Перечню в сторону уменьшения? Вижу это упоминание в интернете, но нигде нет ссылки на документ, откуда это утверждение. Нельзя изменить срок хранения в сторону уменьшения дел временного (5 лет) хранения?
И еще вопрос: допускается ли внесение изменений в номенклатуры дел прошлых лет?
Заранее спасибо!

Анонимный гость
02.07.2019, 13:32 Елена

Еще можно посмотреть здесь.

Анонимный гость
15.04.2019, 14:41 Елена

Здравствуйте!
На аналогичный вопрос нами уже давался ответ. Возможно он Вам пригодится - ссылка здесь.

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?