Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: если истребуемые документы подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, входящих в предмет проводимой проверки, требования налогового органа правомерны.
Обоснование вывода
Налоговые органы при реализации своих полномочий вправе требовать от налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Необходимые для проведения выездной налоговой проверки документы могут быть истребованы у проверяемого налогоплательщика должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Для этого налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В общем случае истребуемые документы представляются налогоплательщиком в виде заверенных копий или в электронной форме по установленным форматам в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ). Как следует из приведенных норм, ознакомление проверяющих на территории налогоплательщика с оригиналами документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по предоставлению копий этих документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. При этом НК РФ не установлено ограничений ни по объему и наименованиям документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика, ни по количеству требований о предоставлении документов в рамках налоговых проверок (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2015 № Ф04-25561/15 по делу № А46-1704/2015, постановление ФАС Уральского округа от 24.04.2014 № Ф09-2082/14 по делу № А76-4877/2013, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2013 № Ф04-4507/13).
Кроме того, в соответствии со ст. 100 и 101 НК РФ установленные факты совершения налогового правонарушения должны быть подтверждены налоговым органом документально. Для этих целей проверяющими формируются материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, включающие в себя в том числе представленные налогоплательщиком копии документов. Поэтому непредставление налогоплательщиком копий необходимых документов судьи могут расценить как действие, направленное на лишение инспекции возможности в законном порядке приобщить копии документов к материалам налоговой проверки и ссылаться на них как на доказательство правомерности принятия соответствующего решения (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2013 № Ф04-2040/13 и от 20.05.2013 № Ф04-2021/13, от 29.05.2013 № Ф04-2496/13).
Отметим, что из п. 1 ст. 93 НК РФ следует, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы только те документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты им в проверяемом периоде налогов, в отношении которых проводится данная проверка (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012, ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 № Ф06-6715/12 по делу № А65-34738/2011, ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2009 по делу № А73-11087/2008).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации истребуемые документы подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, входящих в предмет проверки, требования налогового органа правомерны (постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2011 № Ф09-710/11-С3).
В заключение напомним, что в силу п. 3 ст. 93 НК РФ в случае, если проверяемый налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десятидневного срока, он, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления документов в указанный срок с пояснением причин, по которым эти документы не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых они могут быть представлены. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.