Top.Mail.Ru

Обязана ли организация предоставлять документы для проведения выездной налоговой проверки по требованию, полученному в электронной форме 25.02.2016, если 26.02.2016 уже получен акт проверки?

Вопрос
Организация получила справку о проведенной выездной налоговой проверке и требование о представлении дополнительных документов по выездной проверке в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 25 февраля 2016 г. отдельными файлами в одном сообщении, а 26 февраля 2016 г. получен акт налоговой проверки. Надо ли представлять документы по требованию?
Отвечает

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: непредставление налогоплательщиком затребованных документов может явиться основанием для привлечения его к ответственности, ­предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Обоснование позиции

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Этому праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В частности, налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, обязан обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом необходимые для проведения проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1 и 1.2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

При этом согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его ­представителю.

Следует отметить, что единое мнение применительно к рассматриваемой ситуации отсутствует как у контролирующих органов, так и в судебной практике. Так, Минфин России указал, что НК РФ не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование представляется налогоплательщику в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки (письма от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58 и от 17.01.2008 № ­03-02-07/1-19).

Вместе с тем позднее ФНС России в п. 3 письма от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 указала, что, если дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, после составления справки сотрудники налогового органа не имеют права истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля, а указанные документы теряют доказательственное значение. При этом п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п. 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных в том числе и п. 6 ст. 89 НК РФ. Соответственно, часть арбитражных решений строится на том, что истребование документов в последний день проведения выездной налоговой проверки неправомерно (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24.02.2014 № Ф09-8/14 по делу № А76-8054/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2012 № Ф01-280/12 по делу № А29-164/2011, ФАС ­Московского округа от 26.08.2010 № ­КА-А41/9668-10 по делу № ­А41-7289/09).

Однако в то же время зачастую арбитражные суды приходят к выводу, что положения п. 1 ст. 89 и ст. 93 НК РФ не устанавливают запрета на истребование инспекцией документов в последний день выездной налоговой проверки (см., например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2015 № Ф05-171/15 по делу № А41-23229/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 № 07АП-4962/14, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 № 15АП-20055/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 № 12АП-197/15, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 № 09АП-43394/14). ФАС Дальневосточного округа указал, что названные нормы не устанавливают запрета на истребование инспекцией документов в последний день выездной налоговой проверки, а также после составления справки об окончании проверки и до составления акта по ее результатам. Следовательно, получение обществом оспариваемого требования после составления справки об окончании выездной налоговой проверки не может являться основанием для признания его незаконным (постановление от 27.09.2013 № Ф03-4045/13 по делу № А51-6574/2013).

В данном случае организация получила справку о проведенной выездной налоговой проверке и требование о представлении документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в один и тот же день – 25 февраля 2016 г. В данных обстоятельствах полагаем, что в случае непредставления налогоплательщиком истребованных документов существует вероятность того, что налоговый орган попытается привлечь его к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом с учетом противоречивой судебной практики по данному вопросу даже в случае судебного разбирательства положительный для ­налогоплательщика результат представляется маловероятным.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?