Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: предоставление иностранной организацией в налоговый орган сведений с неточным или недостоверным адресом филиала не может рассматриваться как правонарушение.
Обоснование вывода
Сразу отметим, что гражданское законодательство не содержит таких понятий, как «юридический» и «фактический» адрес. В то же время на практике под «юридическим» адресом организации принято подразумевать тот адрес, который указан в ее учредительных документах в качестве места ее нахождения, а под «фактическим» адресом – место осуществления организацией деятельности.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 55 ГК РФ филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения, осуществляющими все его функции или их часть, в том числе функции представительства, и действующими на основании утверждаемых этим юридическим лицом положений.
Порядок создания на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица и его аккредитации установлен ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
До 1 января 2015 года положения НК РФ устанавливали, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через иное обособленное подразделение в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать иностранной организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г.).
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в п. 2 ст. 84 НК РФ внесены изменения. С указанной даты налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
С этой же даты органом, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ведение соответствующего реестра, является ФНС России (п. 1, п. 5.9.48 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, далее – Положение о ФНС).
После вступления в силу соответствующих изменений сведения о филиалах и представительствах, срок аккредитации которых не истек до 1 апреля 2015 г., должны были быть поданы в ФНС России (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). После выполнения данного требования филиалы и представительства считаются аккредитованными до окончания срока действия прошлой аккредитации. Если сведения не были переданы, с 1 апреля 2015 г. действие аккредитации таких филиалов и представительств было прекращено.
Как мы поняли из вопроса, иностранная организация состоит на учете по месту нахождения филиала много лет, в 2015 году подала документы для аккредитации, при этом адрес места нахождения филиала на территории Российской Федерации в документах не совпадает с фактическим, а именно, не совпадает номер офиса.
Законом об иностранных инвестициях не предусмотрено ответственности за предоставление недостоверных сведений о филиале иностранного юридического лица в орган, осуществляющий аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ведение соответствующего реестра.
Частями 3–5 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений) органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Хотя этим органом также является ФНС России (п. 1 Положения о ФНС), аккредитация филиалов иностранных юридических лиц является самостоятельной функцией и к государственной регистрации юридических лиц не относится (ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Следовательно, ст. 14.25 КоАП РФ к рассматриваемому случаю неприменима.
Кроме того, за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля предусмотрена налоговая ответственность организаций и административная ответственность их должностных лиц (ст. 116 и 126 НК РФ, ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ). Однако, как видно из приведенных норм, предусмотренные ими санкции к описываемой ситуации также неприменимы, поскольку постановка на учет иностранной организации по месту нахождения ее филиала в настоящее время осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Какие-либо иные нормативные акты также не предусматривают для иностранной организации ответственности за представление неточных или недостоверных сведений о ее филиале в орган, осуществляющий аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ведение соответствующего реестра. Следовательно, в приведенной ситуации представление иностранной организацией при аккредитации сведений с неточным или недостоверным адресом филиала не может рассматриваться как правонарушение.
К сведению
В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории России сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
На основании п. 6 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях для внесения в реестр изменений в уполномоченный орган следует подать заявление по форме № 15ИФП (утв. приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@) с приложением документов, подтверждающих новые сведения.