• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» ноябрь 2016

Положена ли выплата разницы в окладах заместителю главного бухгалтера на время очередного отпуска главного бухгалтера и заместителю руководителя на время отпуска руководителя?

  • 0 комментариев
  • 583 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:


Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы на основании ст. 151 ТК РФ может устанавливаться в виде разницы в окладах. Однако формально такая доплата штатному заместителю (заместителю руководителя либо заместителю главного бухгалтера) за исполнение обязанностей отсутствующего руководителя (главного бухгалтера) не положена. За период отсутствия руководителя или главного бухгалтера оплату выполняемой за них работы целесообразно производить их заместителям в виде выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и т.п.).

См. статью «Солдат спит, а служба идет, или Кем заменить отпускника»

При возникновении необходимости в исполнении обязанностей и реализации прав временно отсутствующего работника работодатель вправе возложить полномочия отсутствующего работника на другого работника в порядке совмещения (ст. 60.2 и 151 ТК РФ) или временного перевода (ст. 72.2 ТК РФ) либо путем заключения срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего основного работника с лицом, не являющимся работником организации (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы. В частности, для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 151 ТК РФ, при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Это означает, что доплата за выполнение такой дополнительной работы является обязательной. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного оформления такой работы необходимо составить два кадровых документа:

  • приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
  • соглашение сторон трудового договора.

В соглашении о выполнении работником дополнительной работы определяется размер доплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

При этом трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении ее размера, поэтому стороны свободны в решении этого вопроса. Однако нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Таким образом, размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.

Соглашением сторон следует установить либо фиксированный размер доплаты в рублях за определенный промежуток времени, либо объективный механизм, с помощью которого такой размер исчисляется. Иными словами, соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств. Законодательство не содержит запрета на установление в соглашении оплаты за такую работу в виде разницы в окладах.

Приведенные выводы, касающиеся оплаты труда замещающего работника, относятся к случаям, когда работодатель уполномочивает выполнять обязанности отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работника, занимающего в организации любую должность. Однако что касается оплаты труда штатного заместителя (здесь речь идет как о заместителе руководителя организации, так и о заместителе главного бухгалтера) за выполнение работы по должности руководителя в период его отсутствия, то на сегодняшний день этот вопрос не урегулирован однозначно на законодательном уровне.

Трудовая функция работника – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. Условие о трудовой функции работника является обязательным для включения в трудовой договор сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

С одной стороны, должность заместителя априори подразумевает обязанность замещать своего непосредственного руководителя, когда его нет на работе, в силу своей трудовой функции. Соответствующая обязанность, как правило, прямо указывается в трудовом договоре с заместителем либо в должностной инструкции по данной должности. Тогда эта работа выполняется в рамках заключенного трудового договора, а не дополнительно к нему. Отсюда можно сделать вывод, что ст. 60.2 ТК РФ в этом случае не подлежит применению. Следовательно, доплата, предусмотренная ст. 151 ТК РФ за выполнение дополнительной работы, производиться не должна, так как выполнение заместителем в отсутствие руководителя его обязанностей учтено при установлении оклада. Подобную точку зрения можно встретить в письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897. Есть примеры и в судебной практике (определение Московского городского суда от 15.04.2011 № 4г/5-2359/11, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.12.2011 № 33-18341/2011).

С другой стороны, совершенно очевидно, что заместитель руководителя организации, заместитель главного бухгалтера – это самостоятельные должности, предусмотренные штатным расписанием наряду с должностью руководителя организации или главного бухгалтера. При фактическом выполнении руководителем своих должностных обязанностей нагрузка его заместителя значительно меньше. А при выполнении работником наряду со своей работой обязанностей руководителя на время его отсутствия повышаются как сложность труда, так и объем выполняемой работы. Выплата заработной платы заместителям за период отсутствия руководителя не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда (ст. 21, 132 ТК РФ) является отклонением от норм законодательства. Такая позиция высказана Верховным судом РФ в определении от 11.03.2003 № КАС03-25. При этом суд признал, что положения ст. 151 ТК РФ прямого отношения к данной ситуации не имеют.

Таким образом, получается, что формально доплата на основании ст. 151 ТК РФ штатному заместителю за период выполнения обязанностей отсутствующего руководителя (главного бухгалтера) не положена. Однако, на наш взгляд, при решении вопроса о доплате в такой ситуации не следует игнорировать указанную позицию Верховного суда РФ. Так как судебная практика не признает штатное заместительство дополнительной работой (ст. 60.2 ТК РФ), полагаем, что доплату за такую работу целесообразнее производить в виде выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и т.п.).

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.