Top.Mail.Ru

Необходимо ли менять титульные листы текущих дел после изменения индексов?

Вопрос
Вопрос по составлению номенклатуры дел. В течение календарного года в нашей организации произошли серьезные изменения в штатном расписании – добавилось 4 новых управления. В Банке имеются дополнительные офисы и филиалы, которые располагались в номенклатуре дел после указания всех подразделений головного офиса. Соответственно, после введения в номенклатуру новых подразделений индексы дел филиалов и дополнительных офисов изменились и, следовательно, возник вопрос, необходимо ли менять титульные листы текущих дел? Сохранить прежние индексы не представляется возможным, потому как номенклатура не будет соответствовать штатному расписанию и учредительным документам. Помогите разобраться с данным вопросом. Заранее спасибо.
Отвечает

Номенклатура дел – живой документ, который отражает жизнедеятельность организации от момента ее создания до последних дней деятельности. А так как современный мир динамично развивается, то и номенклатура дел развивается вместе с организацией.

В конце истекшего года анализируется действующая номенклатура дел, все ее плюсы и минусы, и на основании этого, как правило в декабре, разрабатывается новая номенклатура дел на следующий год. Заголовок номенклатуры дел должен содержать обязательное указание, на какой год она разработана, например: «Номенклатура дел на 2012 год». Вводится номенклатура дел с 1 января нового года на основании приказа по основной деятельности, рассылается по всем структурным подразделениям и филиалам, если такие имеются. Номенклатура за прошлый год закрывается, оформляется итоговая запись и в обязательном порядке включается в опись дел постоянного хранения для передачи в дальнейшем на хранение в архив организации. Такая процедура проводится во всех организациях любого уровня ежегодно в декабре.

В случае ликвидации или реорганизации организации, допустим, с 1 июля 2011 года, все документы и номенклатура дел должны быть закрыты по 30 июня 2011 года, сформированы и переданы на хранение в архив. Архивный фонд будет считаться закрытым.

После реорганизации организации открывается новый архивный фонд, разрабатывается новая номенклатура дел на основании новой структуры и нового штатного расписания. В бланке новой номенклатуры дел указываются все новые реквизиты и, в частности, новое название. Обязательно нужно указать, с какой даты вводится данная номенклатура, например, с 1 июля 2011 года. Это необходимо во избежание путаницы при формировании документов за 2011 год. Смешивание документов разных фондов считается грубейшей ошибкой в архивном деле. Документы с такими ошибками в дальнейшем ни один архив не примет на хранение. Организация будет вынуждена затратить силы, время и финансы на переформирование дел.

Если же организация не ликвидируется и не реорганизовывается, а в ее деятельности лишь изменяются или добавляются какие-то задачи и функции, частично меняется или дополняется структура и штатное расписание, то в данном случае (поскольку фонд остается прежним) все реквизиты в номенклатуре дел остаются прежними. Меняется только дата ввода обновленной номенклатуры в действие. А за сохранение прежних индексов еще можно побороться, причем несколькими способами.

Приведем в качестве примера следующую ситуацию:

Пример 1

Допустим, в 2010 году в организации было открыто небольшое, но перспективное направление по поставкам какой-то продукции в страны СНГ. Работа находилась в начальной стадии, и документов в 2010 году было немного. Занимался этим вопросом по штатному расписанию только 1 сотрудник.

В номенклатуре дел за 2011 год по данному направлению деятельности внесено было одно дело с таким заголовком и индексом: «2.3. Документы по поставкам... в страны СНГ».

Все документы, списанные в данное дело в 2010 году, уместились в одну папку, т.е. в одно дело.

Но направление по работе со странами СНГ в 2011 году резко активизировалось и, соответственно, значительно вырос поток документов. Данным направлением стало заниматься гораздо больше сотрудников, допустим, согласно штатному расписанию, З человека. И стало ясно, что если данное дело не упорядочить с учетом нарастающего объема, то в дальнейшем это приведет к затруднениям при поиске необходимых документов. На поиск нужного документа каждый раз будет затрачиваться слишком много времени. Чтобы не изменять всю номенклатуру дел и прежде всего не менять индексы, в данном случае можно посоветовать сделать подрубрики, например:

2.3. Документы по поставкам... в страны СНГ

2.3.1. В Азербайджан

2.3.2. В Армению

2.3.3. В Белоруссию

и т.д.

Необходимо отметить, что в подобных случаях заголовки дел в номенклатуре выстраиваются по алфавитному или географическому признаку (например, страны располагаются в алфавитном порядке). Возможно, в вашей организации открылись филиалы в городе, тогда эти филиалы можно внести в номенклатуру по названиям улиц и также в алфавитном порядке:

7.1. Документы филиалов по ...

7.1. Дополнительный офис «Беговая»

7.2. Дополнительный офис «На улице Волгина»

7.3. Дополнительный офис «На улице Гарибальди»

7.4. Дополнительный офис «На улице Народного Ополчения»

и т.д.

При более масштабных изменениях в организации, например, введении новых управлений, конечно, лучше будет полностью переработать номенклатуру дел в соответствии с новой структурой и штатным расписанием. Рекомендуется при разработке новой номенклатуры оставлять резервные номера (индексы), но не более трех, после каждого раздела. Тогда не будет возникать проблем с изменением индексов в случае незначительного изменения структуры организации.

Можно поискать и варианты «бескровной операции» в связи с новшествами, например, если новые управления внести в структуру после уже действующих управлений, то в данном случае просто продолжается нумерация индексов:

Пример 2

Допустим, было 4 управления, ввели еще 3 новых. Тогда старые управления остаются под своими прежними номерами, с № 1 по № 4, а новым присваивают следующие за ними: №№ 5, 6, 7.

Можно частично сохранить индексацию дел за счет филиалов:

Пример 3

Филиалы и дополнительные офисы, которые ранее были внесены в номенклатуру, можно выделить в отдельные номенклатуры дел с обязательным указанием на «шапке» четкого названия и нового индекса, допустим, с литерной буквой «ф», а на их место в основной номенклатуре дел внести вновь созданные подразделения (управления). Тогда основная масса дел в номенклатуре останется без изменения.

Если же в середине года пришлось менять номенклатуру дел и, соответственно, индексы, то стоит отразить эту информацию на титульных листах. Сделать это можно ручкой или карандашом, взяв старый индекс в скобки и рядом дописав новый.

Для документов временного хранения (до 5 лет) на этом можно и остановиться.

А для дел с документами постоянного хранения и по личному составу в дальнейшем (при подготовке этих дел для сдачи на архивное хранение) такие «дописки» от руки станут подсказкой о том, что стоит перепечатать титульный лист, опять же указав на нем одновременно два индекса: старый в скобках и новый. Кроме того, при оформлении дел и составлении описей на постоянное хранение и по личному составу изменение индексов нужно будет отразить в предисловии к описи и указать в итоговой записи номенклатуры дел за истекший год.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Попова
16.01.2012, 21:03

Да, изменение номенклатуры дел в течение года происходит, соответственно меняются индексы дел. Так как этот момент не урегулирован никаким документом, то эту проблему мы решаем по аналогии с исправлениями в трудовой книжке, трудовом договоре. А именно, прямой чертой зачеркиваем аккуратно старый индекс, а сверху пишем новый индекс.

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?