Top.Mail.Ru
Вопрос
Каков срок хранения распоряжений о работе в выходные дни и каков порядок их регистрации?
Отвечает

Срок хранения документов определяется в процессе экспертизы их ценности и является ее результатом. «Плановые» сроки сначала фиксируются в номенклатуре дел, в течение календарного года контролируются в процессе формирования дел в текущем делопроизводстве, а потом проверяются и подтверждаются в процессе подготовки дел к передаче в архив организации и составления описей дел или актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

На всех этих этапах проведения экспертизы ценности документов службе делопроизводства необходимо на системной основе применять критерии содержания документа. Это означает, что при определении срока хранения необходимо руководствоваться не только наименованием вида документа и его подлинностью, но и значимостью управленческой ситуации, целью создания документа, значением события, отраженного в нем, повторяемостью информации в других, возможно, сводных, учетных и отчетных документах. И, самое главное, необходимо помнить, что в современных условиях главная функция документов – в течение установленного времени (это, как правило, срок хранения) быть доказательством совершенных управленческих действий и принимаемых управленческих решений.

Приказы и распоряжения как виды документов относятся к подсистеме распорядительной документации и являются правовыми актами, которые издает первый руководитель организации (и имеют право издавать его заместители в рамках системы делегирования полномочий, которая в каждой организации формируется конкретно). Нормативные сроки хранения приказов и распоряжений установлены в одной статье 19 Перечня типовых управленческих архивных документов1. То есть критерий вида документа в данном случае должен учитываться, но он не ­является ­единственно определяющим.

Поэтому если издается распоряжение «О режиме работы в предпраздничные и выходные и праздничные дни 1–4 мая и 9–11 мая 2015 г.», которое касается работы всей организации и не затрагивает трудовых отношений конкретных работников с работодателем, то оно относится к категории приказов / распоряжений по административно-хозяйственным вопросам (иногда называются также «по административно-организационной деятельности») и имеет срок хранения 5 л. по ст. 19 в) ПТУД.

Если распоряжение (лучше, конечно, приказ) издается, например, по вопросам:

  • «О привлечении механика Сидорова П.П. к работе в выходные и праздничные дни 1–4 мая 2015 г.» (индивидуальное распоряжение) или
  • «О режиме работы сотрудников транспортного цеха в выходные и праздничные дни 1–4 мая 2015 г.» (коллективное распоряжение, в котором устанавливается график или дежурство конкретных работников с ­указанием их фамилий) или
  • «Об утверждении графика дежурств сотрудников отдела информационной безопасности в выходные дни на май 2015 г.» (в рамках зоны ответственности подразделения устанавливается работа по ­персональному графику для всех сотрудников отдела),

то оно относится к категории приказов / распоряжений по личному составу (в таких документах упоминаются фамилии работников и затрагиваются вопросы изменения режима их рабочего времени, относящиеся к области трудовых отношений работника и работодателя) и имеет срок хранения 5 л. по ст. 19 б) ПТУД (с учетом примечания (2) к данной статье). Но если к работе в выходные дни на основании распоряжения привлекаются работники с тяжелыми и вредными условиями труда, то срок хранения такого документа – 75 л. по ст. 19 б) ПТУД.

И, конечно же, распоряжения в зависимости от их целей создания и содержания регистрируются раздельно в пределах своих документопотоков, в валовом порядке в пределах календарного года (формируются в дела и хранятся они также раздельно).

Пример 1

Например, регистрируем раздельно с использованием индексов:

  • приказы / распоряжения по основной деятельности – c нумерацией начиная с № 01 по № N;
  • приказы / распоряжения по административно-организационной деятельности – нумерация с № 01-аод по № N-аод;
  • приказы / распоряжения по личному составу (прием, перевод, увольнение, поощрения, зарубежные командировки) – с № 01-лс по № N-лс;
  • приказы / распоряжения по личному составу (отпуска, командировки, дежурства в рамках основной деятельности, взыскания) – с № 01-к по № N-к.

Классификация приказов / распоряжений и их индексация в процессе регистрации должны быть регламентированы инструкцией по делопроизводству конкретной организации.

Сноски 1

  1. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; далее – ПТУД). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

nasteysha19
14.10.2016, 10:13

Добрый день, прочитала Вашу статью и многое стало понятно. Но всё же непонятно каков срок хранения приказов о привлечении работника к работе в выходной день, если это не дежурство, а именно работа? И относится такой приказ к основной деятельности или к личному составу? Если человек выбирает за работу в выходной день не отгул, а оплату, то сколько хранится приказ об оплате за работу в выходной день? А если в самом приказе о привлечении работника к работе в выходной день уже указано, что работнику будет оплата или отгул, то сколько хранится такой приказ?

Кулешова Людмила Юрьевна
31.10.2016, 21:48 nasteysha19

Ответ на Ваш вопрос см. здесь

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?