Top.Mail.Ru
Вопрос
Нужно ли уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь? Если да, то каков порядок и сроки?
Отвечает

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь.

Обоснование позиции

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)). Такое уведомление подается в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В то же время согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с федеральным законодательством, определяется международными договорами РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим для ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратить внимание на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, в соответствии с п. 1 которого действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. По нашему мнению, обязанность работодателя по уведомлению уполномоченного органа власти о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранными гражданами является именно элементом порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. А поскольку в отношении граждан Беларуси данный порядок не применяется, то и каких-либо обязанностей, вытекающих из применения данного порядка, у работодателя при заключении или прекращении трудового договора с такими иностранцами возникнуть не может.

Отметим, что аналогичного толкования данной нормы ранее придерживались и сами специалисты ФМС России (см., например, письмо от 20.12.2007 № МС-1/9-25552). Однако в более поздних разъяснениях представители миграционной службы указывали на применение общего правила п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ (о необходимости подачи уведомления) в том числе к ситуациям, когда такие договоры заключаются с гражданами Республики Беларусь (письмо управления ФМС России по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9/21-4586н).

В судебной практике до последнего времени также отсутствовало единое мнение по вопросу о том, означает ли неприменение в отношении граждан Республики Беларусь в РФ установленного законодательством РФ порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, что у российского работодателя или заказчика работ (услуг) отсутствует обязанность уведомлять уполномоченный орган о заключении и прекращении с такими гражданами трудового или гражданско-правового договора. В некоторых случаях судьи со ссылкой на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 приходили к выводу о том, что такой обязанности применительно к гражданам Беларуси не возникает (см., например, решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.02.2016 по делу № 12-189/2016). В других ситуациях суды указывали, что решение не освобождает работодателя (заказчика работ или услуг) от установленной обязанности уведомлять уполномоченный орган о соответствующих обстоятельствах, поскольку такое уведомление не затрагивает права трудящихся мигрантов, носит уведомительный, а не разрешительный характер (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2016 № Ф08-7781/16 по делу № А53-22119/2015, от 23.08.2016 № Ф08-5746/16, от 05.07.2016 № Ф08-4012/16 по делу № А53-22688/2015, решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2015 по делу № 12-136/2015).

Однако некоторое время назад по данному вопросу ВС РФ сформулировал позицию, из которой следует, что положения п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ в отношении граждан Республики Беларусь не применяются (см. постановления от 30.05.2017 № 78-АД17-19, № 78-АД17-13, № 78-АД17-11, № 78-АД17-17). И хотя все указанные судебные акты выносились по конкретному делу и не носят обязательного характера для нижестоящих судов, полагаем, что правовая позиция по рассматриваемому вопросу в них сформулирована исчерпывающе и работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь. В случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов работодатель вправе привести изложенные в постановлениях ВС РФ аргументы в свою защиту.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)?

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)? Какие документы для трудоустройства нужны? И нужно ли составлять дополнительный договор для иностранцев?

Когда необходимо произвести оплату, если установленная договором дата является нерабочей?

Согласно договору срок оплаты услуг – ​не позднее 9 марта. 8–10 марта – ​выходные дни. Будет ли в таком случае оплата перенесена на первый рабочий день? Или заказчик обязан будет оплатить услуги до 8 марта, а в случае неоплаты исполнитель вправе не оказывать услуги?

Распространяются ли на дочернее общество внутренние акты основного?

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Ответчик в арбитражном суде первой инстанции заявил о пропуске срока исковой давности, а о том, что сделки не совершал, он не заявлял. Суд исковую давность не применил. В апелляции ответчик заявил, что сделки не совершал, суд посчитал факт доказанным. Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?