Вопрос
Нужно ли уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь? Если да, то каков порядок и сроки?
Отвечает

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь.

Обоснование позиции

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)). Такое уведомление подается в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В то же время согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с федеральным законодательством, определяется международными договорами РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим для ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратить внимание на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, в соответствии с п. 1 которого действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. По нашему мнению, обязанность работодателя по уведомлению уполномоченного органа власти о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранными гражданами является именно элементом порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. А поскольку в отношении граждан Беларуси данный порядок не применяется, то и каких-либо обязанностей, вытекающих из применения данного порядка, у работодателя при заключении или прекращении трудового договора с такими иностранцами возникнуть не может.

Отметим, что аналогичного толкования данной нормы ранее придерживались и сами специалисты ФМС России (см., например, письмо от 20.12.2007 № МС-1/9-25552). Однако в более поздних разъяснениях представители миграционной службы указывали на применение общего правила п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ (о необходимости подачи уведомления) в том числе к ситуациям, когда такие договоры заключаются с гражданами Республики Беларусь (письмо управления ФМС России по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9/21-4586н).

В судебной практике до последнего времени также отсутствовало единое мнение по вопросу о том, означает ли неприменение в отношении граждан Республики Беларусь в РФ установленного законодательством РФ порядка регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, что у российского работодателя или заказчика работ (услуг) отсутствует обязанность уведомлять уполномоченный орган о заключении и прекращении с такими гражданами трудового или гражданско-правового договора. В некоторых случаях судьи со ссылкой на решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 приходили к выводу о том, что такой обязанности применительно к гражданам Беларуси не возникает (см., например, решение Санкт-Петербургского городского суда от 16.02.2016 по делу № 12-189/2016). В других ситуациях суды указывали, что решение не освобождает работодателя (заказчика работ или услуг) от установленной обязанности уведомлять уполномоченный орган о соответствующих обстоятельствах, поскольку такое уведомление не затрагивает права трудящихся мигрантов, носит уведомительный, а не разрешительный характер (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2016 № Ф08-7781/16 по делу № А53-22119/2015, от 23.08.2016 № Ф08-5746/16, от 05.07.2016 № Ф08-4012/16 по делу № А53-22688/2015, решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2015 по делу № 12-136/2015).

Однако некоторое время назад по данному вопросу ВС РФ сформулировал позицию, из которой следует, что положения п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ в отношении граждан Республики Беларусь не применяются (см. постановления от 30.05.2017 № 78-АД17-19, № 78-АД17-13, № 78-АД17-11, № 78-АД17-17). И хотя все указанные судебные акты выносились по конкретному делу и не носят обязательного характера для нижестоящих судов, полагаем, что правовая позиция по рассматриваемому вопросу в них сформулирована исчерпывающе и работодатель не обязан уведомлять территориальный орган МВД России о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь. В случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов работодатель вправе привести изложенные в постановлениях ВС РФ аргументы в свою защиту.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Может ли главбух подписывать акты сверки в единственном лице?

Предприятие переходит на электронный документооборот (ЭДО) с другими юридическими лицами (подписание актов сверки). Как уполномочить главного бухгалтера на подписание актов сверки, чтобы документ имел юридическое значение? Может ли он подписывать акт сверки в единственном лице?

В АО каждые три года избирается генеральный директор. Общее собрание состоялось, но этот вопрос не поднимался. Может ли старый гендир выполнять свои обязанности?

В акционерном обществе каждые три года избирается генеральный директор на общем собрании. Что делать, если на общем собрании не ставился вопрос о переизбрании генерального директора? Что делать обществу? Какими нормативными документами регламентируются действия? Может ли генеральный директор исполнять свои обязанности до следующего собрания акционеров?

Имеет ли право арендодатель обратиться в суд, если дополнительным соглашением не предусмотрено такое право

С арендатором заключено дополнительное соглашение об отсрочке арендных платежей. Но арендатором пропущено три срока оплаты по соглашению. Имеет ли право арендодатель взыскать задолженность в судебном порядке, если дополнительным соглашением не предусмотрено право арендодателя на обращение в суд?

Как изменить юридический адрес?

Учитывая фактический двухэтапный порядок государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, можно ли на первом этапе подачи заявления по форме Р13014 о смене места нахождения юридического лица и внесении изменений в устав представить решение учредителя о смене юридического адреса, а на втором этапе – ​решение о внесении изменений в устав?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

С какого момента действует договор аренды помещений: с момента его заключения или с момента передачи помещений по акту приемки-передачи?

Договор аренды помещений подписан 14.06.2016, срок передачи помещений – 01.08.2016, срок действия – по 30.06.2017. С какого момента договор считается действующим – с момента заключения (14.06.2016) или с момента передачи помещений по акту приема-передачи (01.08.2016)?