По этому вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
в настоящее время применение ККТ в данной ситуации
не требуется.
Обоснование позиции
Платежи на территории Российской Федерации могут осуществляться
путем наличных и безналичных расчетов (абз. 2 п. 1
ст. 140 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 863 ГК РФ к отношениям, связанным
с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим
счета в банке, применяются правила о расчетах платежными
поручениями, которые в соответствии с п. 1 ст. 862
ГК РФ относятся к безналичным расчетам. Соответственно, перевод
денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских
счетов относится к безналичным расчетам (письмо ЦБР
от 04.01.2003 № 17-44/1 «О переводах денежных средств
по поручению физических лиц без открытия банковских счетов»).
Следовательно, получатель средств (организация или индивидуальный
предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие
услуги) не осуществляет в данном случае прием денежных средств
с использованием наличных средств платежа.
Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям
клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том
числе с использованием электронных средств платежа или
на бумажных носителях (п. 1.9 Положения о правилах
осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012
№ 383-П)).
В силу п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003
№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон
№ 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими расчетов на территории РФ
в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (ККТ),
за исключением отдельных случаев, перечисленных в ст. 2
этого закона.
Для целей применения положений Закона № 54-ФЗ под расчетами
понимаются прием или выплата денежных средств с использованием
наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые
товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок
и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении
деятельности по организации и проведению азартных игр,
а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов,
электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате
денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности
по организации и проведению лотерей (абз. 18 ст. 1.1
Закона № 54-ФЗ).
Закон № 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного
средства платежа. Для определения этого понятия следует руководствоваться
п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ
«О национальной платежной системе» (далее – Закон
№ 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство
платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора
по переводу денежных средств составлять, удостоверять
и передавать распоряжения в целях осуществления перевода
денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов
с использованием информационно-коммуникационных технологий,
электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
а также иных технических устройств (см., например, письма Минфина
России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 01.03.2017
№ 03-01-15/11635, от 01.03.2017 № 03-01-15/11627,
от 10.02.2017 № 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017
№ ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).
Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных
средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств),
оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов
(ч. 1 ст. 5 Закона № 161-ФЗ). Перевод денежных средств
осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся
на его банковском счете или предоставленных им без открытия
банковского счета (ч. 2 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).
На основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ
не применяется при осуществлении расчетов с использованием
электронного средства платежа без его предъявления между организациями
и (или) индивидуальными предпринимателями. Соответственно, при приеме
денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы,
оказываемые услуги с использованием электронных средств платежа
от физического лица (покупателя/клиента), не являющегося
индивидуальным предпринимателем, организация обязана применять ККТ (письмо
ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@).
В упомянутом вами письме Минфина России от 28.04.2017
№ 03-01-15/26324, а также письме ФНС России от 30.08.2017
№ АС-4-20/17256 разъяснено, что Законом № 54-ФЗ
не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении
применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара
посредством платежного поручения через кредитную организацию.
Следовательно, по мнению налоговых органов и Минфина России, при
внесении наличных в кассу банка получатель средств (организация или
индивидуальный предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы,
оказывающие услуги) обязан применять ККТ.
Подход, изложенный в указанных письмах, является весьма спорным,
поскольку:
- при внесении покупателем (клиентом) наличных в кассу
банка получатель средств не выполняет операцию по приему
наличных денежных средств;
- распоряжение физического лица о переводе денежных средств
не выступает электронным средством платежа (см. также сообщение
Банка России от 11.02.2013 «Ответы на вопросы, связанные
с применением отдельных норм Федерального закона
от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной
платежной системе”»).
Добавим также, что при внесении наличных в кассу банка электронное
средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона
№ 161-ФЗ не используется (клиент передает распоряжение
о переводе денежных средств лично, т.е. не применяется
средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора
по переводу денежных средств составлять, удостоверять
и передавать распоряжения в целях осуществления перевода
денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов
с использованием информационно-коммуникационных технологий,
электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
а также иных технических устройств).
Кроме того, согласно абз. 3 п. 3 ст. 16.1 Федерального
закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств
в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства
потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ,
услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении
о переводе денежных средств, с момента подтверждения его
исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой
связи возникает вопрос о том, как в данном случае следует
обеспечить взаимодействие между банком и организацией в целях
выдачи (направления) кассового чека в момент оплаты покупателем.
Вероятно, этот момент следует уточнять у налоговых органов,
а также у обслуживающего банка.
Вместе с тем в неофициальных выступлениях представителей
налоговых органов неоднократно высказывалось мнение о необходимости
применения ККТ в рассматриваемой ситуации. В то же время
в письме от 25.08.2017 № 03-01-15/54800 Минфин России
уточняет, что вопрос о применении ККТ при оплате покупателем –
физическим лицом товаров посредством подачи распоряжения (поручения)
покупателя кредитной организации на бумажном носителе
в настоящее время прорабатывается Минфином России. Таким образом,
вопрос о необходимости применения ККТ в данной ситуации
на сегодняшний день остается открытым.
Однако даже если принять логику налоговых органов и Минфина России,
изложенную в названных письмах, обязанность по применению ККТ
в ситуации, изложенной в вопросе, должна возникнуть
не ранее 1 июля 2018 г.
Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона
от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт” и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (которым введена обязанность применения
онлайн-касс) в случае, если организации или индивидуальные
предприниматели в соответствии с Законом № 54-ФЗ
(в редакции, действовавшей до дня вступления в силу
указанного федерального закона) были вправе не применять
контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними
до 1 июля 2018 года. При этом старая редакция Закона
№ 54-ФЗ не требовала применения ККТ в случае, когда
покупатель – физическое лицо вносит в кассу банка наличные
денежные средства для осуществления перевода денежных средств
на расчетный счет организации-продавца. Следовательно, обязанность
применять ККТ в данной ситуации до указанной даты отсутствует.
Аналогичный подход в отношении применения ККТ при расчетах
электронными средствами платежа, не являющимися платежными картами,
изложен в письмах Минфина России от 04.09.2017
№ 03-01-15/56675, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800,
от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, от 10.08.2017
№ 03-01-15/51290, ФНС России от 31.08.2017
№ АС-4-20/17357@, от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911 и др.
В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным
мнением.