Top.Mail.Ru
Вопрос
Обязана ли организация, являющаяся продавцом, предоставлять аудиозапись разговора, ведущуюся во время покупки товара, покупателю для ознакомления?
Отвечает

Законодательством предусмотрены определенные категории информации, доступ к которой без согласия обладателя соответствующей информации не допускается (в частности, информация, составляющая коммерческую тайну, сведения о частной жизни лица, персональные данные) (п. 7 ст. 3, ч. 3 ст. 6, ч. 4, 8 и 9 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, далее – Закон № 149-ФЗ). Сведения, не относящиеся к информации ограниченного доступа, по общему правилу могут свободно собираться, использоваться и распространяться любым лицом (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).

В связи с тем, что в ходе покупки товара каждый из участников самостоятельно и добровольно сообщает другим участникам ту или иную информацию, обладателем которой он является, получение другими участниками переговоров этой информации не может рассматриваться как незаконный доступ к ней (в том числе в тех случаях, когда такая информация относится к категории ограниченного доступа). При этом закон не устанавливает общего запрета на фиксацию законно полученной информации тем или иным способом (в частности, посредством аудиозаписи), а также не возлагает на лицо обязанность получать согласие обладателя информации на такую фиксацию (определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 № 35-КГ16-18).

Необходимо отметить, что голос человека не является персональными данными (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27.04.2015 по делу № 33-6211/2015).

Законом возможность внедрения в организациях систем аудиозаписи не регламентирована, но и не запрещена. По нашему мнению, вопрос о правомерности аудиозаписи при покупке товара необходимо решать с учетом целей такой аудиозаписи, объема и направлений дальнейшего использования полученных таким способом сведений. Применение систем аудиозаписи в данном случае должно быть непосредственно связано с контролем качества оказания услуги, обеспечения их безопасности в период нахождения в организации, безопасности персонала и предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, аудиозапись должна быть открытой, а потому средства аудиозаписи должны быть оснащены соответствующими информационными табличками. При соблюдении данных требований нет оснований для признания аудиофиксации незаконной.

Из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что организация не обязана предоставлять аудиозапись разговора по запросу покупателя.

Поскольку в рассматриваемом случае аудиозапись ведется в интересах организации, то, на наш взгляд, отсутствует обязанность предоставления на материальном носителе отдельной записи по требованию покупателя. При необходимости гражданин может истребовать эту запись через правоохранительные органы или суд.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Можно ли считать расторгнутым предварительный договор, если не выполнено условие о подписании основного?

В соответствии с предварительным договором потребитель обязан подписать основной договор купли-продажи в течение 3 дней с момента уведомления о доставке товара на склад. Если потребитель его не подпишет в установленный предварительным договором срок, то можно ли считать предварительный договор расторгнутым?

Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества?

Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества, если потребитель заявил недостаток товара. Однако в результате проверки качества недостаток не был установлен или было установлено, что он возник в связи с обстоятельствами, за которые продавец не отвечает (результаты проверки покупателем не оспариваются)? Какова позиция ВС РФ или других судов общей юрисдикции по данному вопросу?

Имеет ли право одно юридическое лицо оплатить товар за другое?

Возможно ли, чтобы одно ООО оплатило товар за другое ООО на безвозмездной основе?

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.

Согласие на распространение персональных данных

В марте 2021 года вступили в силу изменения, связанные с использованием персональных данных граждан путем их распространения среди неопределенного круга лиц. Нововведения касаются в т.ч. и работодателей, которые так или иначе раскрывают персональные данные работников для неограниченного круга. Например, размещая краткую информацию о своих сотрудниках в интернете на корпоративном сайте или на доске информации в офисе. Новые правила требуют более внимательного и ответственного отношения со стороны компаний, которые в своей деятельности используют персональную информацию, защищаемую законом. Читайте обо всех ключевых изменениях, а также используйте в работе приведенные в статье образцы согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, и его отзыва.

Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Как обязать держать зарплату в тайне

Может ли организация обязать сотрудника не разглашать информацию о своей заработной плате или об оплате труда иных сотрудников? Относится ли эта информация к персональным данным или коммерческой тайне? На всех ли сотрудников можно возложить обязанность по неразглашению? Как правильно прописать это в документах? Какая ответственность может быть предусмотрена за разглашение? Имеет ли право работодатель предоставить информацию о зарплате сотрудника третьим лицам (например, супруге работника)? Ответим на эти вопросы, учитывая требования законодательства и судебную практику, а также дадим свои рекомендации и образцы документов, которые готовы к использованию на практике.