Прежде всего, необходимо отметить, что отраженная в ЕГРЮЛ формулировка, касающаяся основания прекращения деятельности юридического лица («Исключено из ЕГРЮЛ»), может свидетельствовать о принятии в отношении общества соответствующего решения регистрирующего органа в административном порядке. Основаниями принятия такого решения регистрирующим органом могут являться:
- признание общества недействующим (ст. 64.2 ГК РФ, п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129‑ФЗ) либо
- наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129‑ФЗ).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Соответственно, все права и обязанности такого юридического лица после исключения его из ЕГРЮЛ считаются прекращенными (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Вместе с тем исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от его имени, членов его коллегиальных органов и лиц, определяющих его действия (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ). Кроме того, п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что исключение ООО из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа может повлечь привлечение лиц, указанных в п. 1–3 ст. 53.1 ГК РФ, к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в п. 1–3 ст. 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества.
Здесь важно учитывать, что в судебной практике сформировался подход, в соответствии с которым возможность привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности поставлена в зависимость от наличия причинно-следственной связи между неисполнением обществом обязательств и недобросовестными или неразумными действиями данных лиц (см. постановления Арбитражных судов Уральского округа от 13.10.2020 № Ф09-5061/20, Дальневосточного округа от 27.10.2020 № Ф03-4369/20, Восточно-Сибирского округа от 09.11.2020 № Ф02-5108/20). При этом бремя доказывания наличия признаков недобросовестности или неразумности в поведении указанных лиц возлагается законом на истца (ст. 65 АПК РФ).
На этом основании (за недоказанностью причинно-следственной связи между неисполнением обществом обязательств и недобросовестными или неразумными действиями соответствующих лиц) суды зачастую отказывают в удовлетворении требований истцов (см. постановления Арбитражных судов Уральского округа от 12.10.2020 № Ф09-5111/20, Северо-Западного округа от 29.05.2020 № Ф07-2372/20). Однако в судебной практике встречаются и обратные решения (см. определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2020 по делу № 8Г-14835/2020[88-14514/2020], Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2020 по делу № 8Г-5491/2020[88-7101/2020]).
Изложенное выше справедливо также и к ситуациям, когда юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2020 № Ф01-12654/20).
Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности по указанным требованиям составляет три года и исчисляется с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 № 07АП-11212/18).
Кроме того, кредиторы ликвидированного юридического лица, чьи требования к нему не были удовлетворены, вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).