При осуществлении наличных денежных расчетов за реализованные товары (работы, услуги) организация, применяющая общую систему налогообложения, должна использовать контрольно-кассовую технику.
При осуществлении наличных денежных расчетов необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ осуществляют налоговые органы.
При этом, как разъясняет ФНС России в своем письме от 02.11.2004 № 33-0-09/691, «... законодатель напрямую связал обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона, не требуют применения контрольно-кассовой техники. Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель выступают получателями наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, они не должны применять контрольно-кассовую технику».
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 10.05.2011 № 03-01-15/3-51, ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@ (п. 7), от 08.09.2005 № 22-3-11/1695@, УФНC России по г. Москве от 19.07.2007 № 22-12/24267.
Так, в письме от 20.10.2003 № 29-12/58566 специалисты УМНС России по г. Москве указали на отсутствие обязанности применять ККТ при возвращении аванса в связи с непередачей товара, невыполнением работ (услуг).
Однако в данном случае надо учитывать требования п. 1 Указания ЦБР от 20.06.2007 № 1843-У (далее – Указание № 1843-У), в котором определено, что расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. В официальном разъяснении ЦБР от 28.09.2009 № 34-ОР указано, что запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тысяч рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (п. 4 письма ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).
В соответствии с п. 3.1 и 5.2 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 373-П) прием наличных денег юридическим лицом проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (форма № КО-1) с внесением соответствующей записи в кассовую книгу 0310004 (форма № КО-4). Данные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Таким образом, при осуществлении наличных денежных расчетов за реализованные товары (работы, услуги) организация должна применять контрольно-кассовую технику.
Любое иное осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
К сведению
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в случае оказания услуг населению наличные денежные расчеты могут осуществляться и без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (смотрите, например, письма Минфина России от 04.07.2011 № 03-01-15/5-94, от 17.05.2011 № 03-01-15/3-55, от 15.12.2008 № 03-01-15/12-376).