Top.Mail.Ru

Каков порядок списания затрат в бухгалтерском учете на стоянку служебной автомашины в аэропорту во время командировки? Учитываются ли данные расходы в целях налогообложения прибыли?

Вопрос
Работник направлен в командировку в другой город. Служебную автомашину он оставил в аэропорту на стоянке. По прибытии он сдал отчет, первичные документы по оплате стоянки соответствуют требованиям законодательства. Каков порядок списания данных затрат в бухгалтерском учете? Учитываются ли эти расходы в целях налогообложения прибыли?
Отвечает
Налог на прибыль

Расходы на стоянку служебного транспорта включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на парковку служебного транспорта уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.

К сожалению, нам не удалось найти разъяснений уполномоченных органов и судебную практику по вопросу признания затрат на оплату парковки служебного транспорта в аэропорту на период командировки сотрудника соответствующими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

В такой ситуации, на наш взгляд, при решении вопроса о возможности признания расходами понесенных затрат как соответствующих п. 1 ст. 252 НК РФ следует руководствоваться правовой позицией КС РФ. Она заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно, на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, в том числе определять будущие доходы и расходы (смотрите, например, определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, от 04.06.2007 № 366-О-П, а также от 16.12.2008 № 1072-О-О).

Следует отметить, что в своих многочисленных разъяснениях уполномоченные органы при оценке обоснованности тех или иных расходов также ссылаются на указанные определения КС РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/4/95, от 05.07.2012 № 03-03-06/2/74, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/664, УФНС России по г. Москве от 25.04.2011 № 16-15/040310@).

В связи с этим считаем, что при решении вопроса об экономической обоснованности налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность (экономическую оправданность) расходов.

Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, являются ли затраты на парковку служебного транспорта в аэропорту в период командировки сотрудника экономически обоснованными. Если, по мнению организации, указанные расходы являются обоснованными, то она вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на парковку (при условии документального подтверждения).

При этом, на наш взгляд, подтверждать экономическую обоснованность затрат на стоянку в рассматриваемой ситуации могут следующие обстоятельства:

  • для организации выгодно, что сотрудник добирается до аэропорта на служебном транспорте. Это может быть обусловлено в том числе удаленностью аэропорта; слишком поздним (ранним) временем отправления (прибытия) самолета, когда общественный транспорт уже (еще) не работает, а затраты на хранение автомобиля на стоянке аэропорта ниже стоимости услуг такси; высокой ценностью перевозимого в багаже груза; обеспечением сохранности конфиденциальных документов, находящихся у работника;
  • хранение транспортного средства в период командировки на стоянке направлено на обеспечение его сохранности и связанно с тем, что в период командировки сотрудник не может сам обеспечивать указанную сохранность.

В то же время мы не исключаем, что в силу отсутствия разъяснений уполномоченных органов признание в составе расходов по налогу на прибыль затрат на стоянку служебного транспорта в аэропорту может привести к спору с налоговым органом. Поэтому для минимизации налоговых рисков рекомендуем организации воспользоваться своим правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы на стоянку служебного транспорта в целях бухгалтерского учета относятся к расходам по обычным видам деятельности как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств.

Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» (для торговой организации – счет 44 «Расходы на продажу»).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации списание расходов на стоянку может быть отражено в учете организации записью:

Дебет 26 (44) Кредит 71 – отражены в составе расходов затраты на стоянку служебного автомобиля на основании авансового отчета и документов, подтверждающих оплату.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?