В 2014 году существенно изменилась нормативная база. Нам важно понимать, «куда ветер дует», чтобы грамотно выстраивать свою профессиональную стратегию.
Вы узнаете о фундаментальных подвижках в сфере IT, вызванных обострением отношений с западными партнерами, а также в сфере межгосударственного документооборота, вызванных сближением стран в рамках Евразийского экономического союза. Обозначены ключевые моменты в развитии электронного нотариата, судопроизводства и исполнительного производства.
А во второй части статьи в следующем номере мы рассмотрим скромные изменения архивного законодательства, ситуацию с созданием государственных электронных архивов и состояние методического обеспечения нашей отрасли.
2014 год привнес много нового и интересного в область управления информацией и документацией. Поскольку делопроизводство и архивное дело являются составной частью любой системы управления, на них серьезное влияние оказал ряд глобальных факторов, ключевыми из которых были:
- обострение международной ситуации и введение экономических санкций против России;
- формирование Евразийского экономического союза и организация межгосударственного документооборота среди стран-участниц;
- реализация проектов «открытого правительства» и «открытых данных».
«Если ты не занимаешься политикой, она займется тобой»
Усиление внешних военных, политических и экономических угроз неизбежно напрямую затрагивает вопросы управления информацией и документацией. Одной из самых серьезных, с моей точки зрения, является угроза прекращения продажи лицензий и технического обслуживания программного обеспечения и оборудования, а также лишения России доступа к ключевым международным информационным системам. Учитывая, что импортное программное обеспечение установлено практически во всех компьютерах, применяемых в деловой деятельности и государственном управлении, приходится всерьез задуматься об импортозамещении, что создает благоприятные условия для отечественных разработчиков.
Усиление международной напряженности и рост недоверия друг к другу даже среди союзников по военно-политическим блокам резко усложнило наметившееся бурное распространение облачных технологий. События 2014 года наглядно показали, что для обеспечения национальной безопасности ключевые информационные ресурсы страны должны находиться под ее полным контролем и поддерживающие их технические средства должны располагаться на национальной территории. Соответствующие требования были включены в законы «информационного блока».
Следствием увеличения рисков отключений, сбоев и умышленных атак на государственные информационные системы и промышленные объекты стало повышенное внимание к вопросам защиты как самих этих систем, давно уже превратившихся в один из важных инструментов системы управления, так и хранимой в них информации. Федеральный закон от 31.12.2014 № 531-ФЗ «О внесении изменений...» не только уточнил, где именно должны размещаться информационные системы российских государственных органов и организаций, но и установил административные наказания за нарушение этих требований. Закон вступает в силу 01.07.2015, и у владельцев информационных систем остаются считанные месяцы на то, чтобы перенести их на территорию Российской Федерации.
Фрагмент документа
Статья 13 «Информационные системы» Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была дополнена частями 2.1 и 7:
2.1. Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации.
...7. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если раньше в статье 14 «Государственные информационные системы» этого закона было закреплено, что Правительство РФ вправе устанавливать требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, то теперь Правительство будет утверждать требования ко всему жизненному циклу государственных информационных систем, включая хранение баз данных.
Для тех органов и организаций, которые «забудут» выполнить эти требования, в КоАП РФ добавлена новая статья 13.27.1 со штрафами до 5 000 рублей для должностных лиц и до 50 000 рублей для юридических лиц:
Фрагмент документа
Статья 13.27.1 «Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Нарушение требования, предъявляемого к размещению на территории Российской Федерации технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, –
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Контролировать исполнение требований законодательства и рассматривать дела об административных правонарушениях будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Крымские события ярко показали как серьезную зависимость современной системы государственного управления от надежности функционирования используемых информационных систем, так и то, что в крайнем случае выручить могут добрые старые бумажные технологии. Возвращение Крыма в состав России привело к тому, что Крым и Севастополь были отключены от единых баз данных Украины, в том числе и от информационной системы Государственного реестра избирателей, что создало проблемы при проведении референдума.
«Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым», утвержденное постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 № 1702-6/14, установило, что составление списков участников референдума «осуществляется путем уточнения списков, на основе запросов в органы миграционной службы» 1.
В этот же день постановлением Центральной избирательной комиссии Украины от 06.03.2014 № 35 Служба распорядителя Государственного реестра избирателей (ГРИ) заблокировала доступ к информационной системе Государственного реестра избирателей в Автономной Республике Крым и г. Севастополе 2.
В результате при составлении списков участников референдума были использованы списки избирателей на бумажных носителях, актуальные на 2012 год, когда на Украине проходили парламентские выборы.
В 2014 году также усилилось внимание к вопросам защиты персональных данных. Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений...» включил в статью 16 «Защита информации» Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положение о том, что обладатель информации и оператор информационной системы обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных, с использованием которых ведется обработка персональных данных.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 16 «Защита информации»
...4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
...7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Тем же законом № 242-ФЗ статья 18 «Обязанности оператора при сборе персональных данных» Федерального закона от...