Начало франчайзинговой программы для компании означает следующее:
Во-первых, быстрое развитие, часто подразумевающее региональную экспансию, причем, как ни банально это звучит, при помощи чужих денег и при минимальных оперативных затратах в процессе развития и функционирования сети.
Во-вторых, франчайзинг дает возможность построить максимально большую прибыльную сеть за короткий срок. Компаниям, владеющим очень большими сетями, известно, что при определенном размере сети операционные затраты на поддержание этой структуры начинают «съедать» львиную долю дохода, а то и все доходы от сети. И содержание такой большой и разветвленной собственной сети становится просто нерентабельным, особенно если она раскинута на достаточно большой территории и отдельные предприятия/магазины/офисы расположены во многих регионах.
В этом случае на помощь приходит франчайзинг, который позволяет не только экономить на операционных расходах компании – франчайзера по содержанию сети, но и быть максимально «ближе» к реалиям региона за счет партнера (франчайзи), ведущего бизнес непосредственно в этом регионе. Надо отметить, что данный фактор особенно важен для России с ее обширной географией и экономическими, административными, социальными и ментальными реалиями разных регионов. В таком случае компании необходимо определиться с оптимальным размером собственной сети, а остальное «отдать на откуп» франчайзингу. Зачастую компании определяют и оставляют за собой развитие собственной сети в стратегически важных регионах (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники), а для развития сети в остальных регионах как раз используют франчайзинговую модель.
В-третьих, подразумевая более масштабные и стратегические цели, франчайзинговая программа компании может быть направлена на формирование и укрепление бренда.
Можно идти к формированию бренда через широкую, массовую и дорогостоящую рекламную кампанию, но можно формировать бренд и за счет построения разветвленной и сильной фирменной сети. Такая сеть, правда, должна иметь очень четкую и по возможности яркую запоминающуюся концепцию, иметь прогнозируемую ассортиментную политику, чтобы у целевых потребителей возникала однозначная ассоциация: бренд – концепция – ассортимент (продукции или услуг) – качество. И именно таким образом фирменная сеть напрямую участвует в формировании целостного бренда. Однако заметим, что если для собственной сети концепция и ассортимент могут быть размыты и разниться от предприятия к предприятию, то для франчайзинговых предприятий такое практически недопустимо, и для франчайзинга такие атрибуты фирменной сети, как визуализация и ассортимент, должны быть сформированы максимально четко.
На чем конкретно экономит компания при развитии франчайзинговой сети? Практически на всех основных операционных затратах: на содержании помещений, на персонале и, как следствие, на налогах на персонал. А в 90% случаев (если говорить о российской практике) – на логистике, то есть доставка продукции до места расположения конкретного предприятия/магазина – это целиком и полностью забота франчайзи. Забота франчайзера в данном случае – обеспечить наличие нужной продукции у себя на складе.
Однако есть и более узкие, тактические цели, которые может ставить перед собой компания, начиная франчайзинговую программу развития. Зачастую эти цели довольно четко привязаны к отрасли. Например, товарный франчайзинг (франчайзинг в сфере ритейла), как правило, преследует цели увеличения продаж своей продукции. И хотя в настоящее время товарный франчайзинг диктует франчайзи не только что, но и как ему продавать, тем не менее до сих пор товарный франчайзинг рассматривается как один из способов дистрибьюции/распространения продукции. Поэтому для ритейла нехарактерно взимание паушального взноса (первоначальный разовый взнос франчайзи франчайзеру за право вступления в сеть) и роялти (периодические платежи франчайзи франчайзеру), так как франчайзер, как правило, обязывает франчайзи закупать и реализовывать в фирменном магазине только его продукцию, а соответственно именно это увеличение продаж + наценка на продукцию является его доходом.
Для ресторанного франчайзинга и отрасли общественного питания в целом тактической целью является получение прибыли от продажи франшизы, то есть получение паушального взноса и роялти, так как ресторан по сути продает интеллектуальную собственность, а именно: корпоративный стиль, меню, наработки в бизнес-процессах, а в случае известных брендов – сразу лояльных бренду клиентов, то есть интеллектуальную собственность, а не просто товар. Примерно такая же ситуация в сфере услуг, которые, как правило, продают в форме франшизы бренд, лояльных клиентов и обучение персонала. Такие компании зарабатывают именно на выплачиваемых франчайзи взносах и оплате за обучение персонала франчайзи. Как правило, при росте сети и укреплении бренда компании в сфере услуг постепенно увеличивают вступительные и периодические взносы.