В России набирает популярность новый способ организации работы – коворкинг. Его суть заключается в том, что компания снимает (или сдает) не офис целиком, а отдельное рабочее место в коворкинг-центре. Такой формат сотрудничества выгоден обеим сторонам. Организация коворкинг-центра – достаточно привлекательный и стабильный бизнес, который гарантирует стабильный доход. Поэтому владельцам коммерческой недвижимости есть смысл присмотреться к этому варианту ее использования. Клиентам, которые хотят сэкономить на аренде обычных офисов, размещение в коворкинг-центре тоже может принести ощутимую выгоду. Поговорим об особенностях работы коворкинг-центров и о юридической стороне их отношений с клиентами.
Аренда отдельного офиса обычно обходится
в приличную сумму, которую нужно платить регулярно. Это, конечно,
посильные траты, но зачем их на себя брать, если можно
попытаться избежать? Коворкинг (от англ. co-working – совместно
работающие) предоставляет возможность снять (сдать) не весь офис
целиком, а одно или несколько рабочих мест в общем офисном
пространстве. Арендаторам такое решение позволит сэкономить
на аренде, а арендодателям – получить больше прибыли
за счет размещения не одного, а сразу десятков арендаторов.
Рассмотрим, что из себя представляет коворкинг и как
организовать работу коворкинг-центра.
Суть явления
Вслед за Европой в нашей стране широкую популярность
приобретают коворкинг-центры, которые сдают арендаторам рабочие места
(обычно с оборудованием) в общем офисном пространстве. Конечно,
такая услуга отличается от аренды в общепринятом понимании,
поскольку речь идет об аренде не полноценного офиса, где
арендатор может полноправно хозяйничать, а только о получении
рабочих мест в общем помещении. Клиент будет делить общее офисное
пространство с другими арендаторами. Однако такая форма работы, хотя
и менее удобна, чем аренда целого помещения, но зато позволяет
существенно сэкономить. Например, если бизнес только начинает развиваться,
на аренду полноценного офиса может просто не хватать денег.
Также коворкинг будет выгоден, если прибыль бизнеса нерегулярна
и зависит от целого ряда факторов. Клиент получает возможность
управлять своим временем и оплачивать рабочее место
с минимальными затратами именно в те периоды, когда
в этом есть необходимость.
Кроме того, работать на условиях коворкинга могут, например,
IT-специалисты, бухгалтеры, юристы и другие сотрудники компании, чей
труд тесно связан с работой в офисе.
Мнение эксперта
Веницианова Антонина, эксперт в области маркетинга и психологии
Антонина Веницианова, эксперт в области
маркетинга и психологии
Первый коворк открыл в Калифорнии в 2005 году
программист Бред Ньюбер. Тогда, решив уйти на фриланс, он понял,
что ему нужно что-то среднее между офисом и домом. Для этого он
снял большое офисное помещение и предложил людям творческих
профессий работать там за некоторую плату. Далее коворки стали
открываться в Европе. В России первый коворкинг был открыт
в 2012 году в Санкт-Петербурге. Помимо возможности
работать в творческой атмосфере, резиденты коворка могут посещать
проводимые тут же различные мероприятия, такие как мастер-классы
и семинары на близкие им темы. В некоторых коворках
также проводятся тематические встречи, кинопоказы и концерты.
Коворкинг для расширения бизнеса
Коворкинг прекрасно подходит для расширения компании, когда необходимо
увеличить объем продаж или создать новое направление бизнеса. Такой подход
позволит компании «прощупать» потенциал расширения и при
отрицательном результате просто и безболезненно отказаться
от этой идеи. Если бы речь шла об аренде полноценного
офиса, то затраты компании оказались бы существенно выше. Это
связано с тем, что собственники заинтересованы в предоставлении
помещений в аренду на более длительный срок, а арендатору
придется внести платежи за первый и последний месяцы аренды.
Коворкинг для молодых компаний
Коворкинг прекрасно подходит для молодой компании, которая только вышла
на рынок и пытается на нем закрепиться. В такой
ситуации первостепенное...